Антилопа топи, корригум, сассаби = Damaliscus lunatus Burchell. Damaliscus dorcas, беломордый бубал, бентбок, бонтбок, Damaliscus hunteri, бубал Хантера, хирола, Damaliscus lunatus, антилопа топи, корригум, сассаби

Вид: Damaliscus lunatus = Антилопа топи

Вид: Damaliscus lunatus Burchell = Антилопа топи, корригум, сассаби

ТОПИ (Damaliscus lunatus) представлен девятью подвидами, некоторые из которых, как, например, южноафриканская сассаби (D. 1. lunatus), до последнего времени рассматривались как самостоятельные виды.

Распространение топи во многом напоминает распространение конгони. Как и конгони, топи связан с сухими, более или менее открытыми ландшафтами, саваннами и не заходит в область тропических лесов Центральной Африки и побережья Гвинейского залива. Вместе с тем этот вид, в отличие от конгони, в большей мере связан с водой и не мирится с засушливыми условиями: его нет ни в Калахари, ни на Сомалийском полуострове.

Излюбленные местообитания топи — поросшие кустарником, слегка всхолмленные равнины с отдельными группами деревьев. Африканцы во время сухого периода выжигают на таких равнинах траву, которая с первыми дождями начинает снова отрастать, покрывая землю свежим зеленым ковром. Именно восстановление растительности и определяет обычно миграционные пути топи, стада которых находят здесь обильный сочный корм.

Внешне топи во многом похожи на конгони: та же сухая длинная голова, так же заметна высоко поднятая передняя часть туловища. Однако окраска и форма рог ов позволяют издали опознать топи: они темно-гнедые с синевато-черными пятнами на ляжках и лопатках, со светло-рыжими, точно в чулках, ногами. Рога топи довольно длинные (до 70 см), толстые, с хорошо заметными поперечными кольцами и значительно прямее, чем у конгони, а формой напоминают лиру. Как и конгони, топи кажутся нескладными, но это впечатление исчезает, когда видишь животных на бегу: сила, легкость и изящество топи проявляются тогда удивительным образом. Испуганные топи скачут быстрым галопом, делая иногда гигантские прыжки вверх.

Численность топи за последние десятилетия сильно сократилась, однако в некоторых районах (например, в национальных парках Куин-Элизабет или Серенгети) еще можно встретить многосотенные стада этих антилоп. Топи любят часами стоять на каком-нибудь возвышении, например на термитнике. В былые годы таких антилоп рассматривали как часовых. Сейчас установлено, что это не всегда верно. По-видимому, стоя «на ветерке», топи спасаются от перегрева. Кроме того, каждый самец в период гона, т. е. с декабря по март, имеет свой оберегаемый участок, и позиция на термитнике в центре участка облегчает ему наблюдение за соплеменниками.

Индивидуальный участок самца довольно велик — от 200 до 400 м в диаметре. Владелец маркирует его границы выделениями предглазничных желез и кучками помета. Кроме того, он несколько раз в день покидает наблюдательный пункт и галопом проскакивает по всей границе. Обычно делается это тогда, когда на участке нет самок. Самки своей территорией не обладают и остаются на участке самца в течение 3—4 дней. Самец ходит в голове табунка и старается отвести его от границы, чтобы удержать самок. В это время он постоянно держит голову высоко поднятой, вздернутой, тогда как обычное ее положение — вровень с плечами.

Время от времени хозяева соседних участков совершают в высшей степени своеобразный ритуал. Они покидают центр участка, сходятся у границы и становятся нос к носу или параллельно друг другу, отвернув головы в противоположные стороны. При этом оба усиленно чешут рогами собственные плечи, фыркают, роют копытами землю, испражняются, падают на «колени» и бодают землю. Этот церемониал проделывается одновременно обоими самцами, либо поочередно. Иногда дело заканчивается только демонстрацией.

В других же случаях соперники высоко вскидывают головы, взбрыкивают передними ногами, падают на «колени» и, наконец, скрещивают рога. Битва, однако, занимает всего несколько секунд, после чего противники вскакивают на ноги и мирно расходятся по своим участкам, подтвердив таким образом свои права на занятую территорию. Когда на участок самца вступают самки, он устремляется им навстречу с вытянутым горизонтально хвостом, вздернутой головой и широко расставленными ушами, медленно и высоко поднимая передние ноги, точно маршируя «гусиным шагом». После этого парада самец изгоняет самку, если она не расположена принимать ухаживание, либо сопровождает ее с поднятой головой и изогнутой шеей, приседая на задние ноги.

Беременность у топи длится 7—8 месяцев, отел наступает вскоре после начала дождливого сезона. Как и у других коровьих антилоп, теленок не затаивается, а с первых же дней сопровождает мать, хотя отдыхает значительно дольше, нежели взрослые животные. Самки с одновозрастными детьми объединяются обычно в отдельные стада, причем телята ложатся вместе под надзором одной из матерей, тогда как другие пасутся невдалеке. В случае тревоги каждая самка находит своего теленка и увлекает его от опасности. Звуки, издаваемые топи, разнообразны. Кроме тревожного фырканья, очень характерен ворчащий призыв самца, глухой рев самки, зовущей теленка, и его звонкий ответный крик. http://www.floranimal.ru/