Селевиния, боялычниковая соня, Selevinia betpakdalensis

Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Млекопитающие (Плацентарные) / Отряд: Грызуны / Семейство: Selevinidae = Селевиниевые Род: Selevinia = Селевинии, боялычные сони

Вид: Selevinia betpakdalensis = Селевиния, боялычная соня

Семейство: Selevinidae = Селевиниевые

Род: Selevinia = Селевинии, боялычные сони

Семейство: Selevinidae Argyropulo et Vinogradov, 1939 = Селевиниевые

Род: Atherurus Cuvier F., 1829 = Кистехвостые дикобразы

Вид: Selevinia betpakdalensis Belosludov et Bashanov, 1938 = Селевиния, боялычная соня

Семейство СЕЛЕВИНИИ = SELEVINIIDAE Argyropulo et Vinogradov 1938.

Размеры мелкие. Длина тела до 95 мм. Длина хвоста до 75 мм. Хвост тонкий, покрыт густыми короткими волосами и мелкими кольцеобразными чешуйками. Передние четырехпалые и задние пятипалые, конечности примерно одинаковы по длине. Конечности построению сходны с таковыми представителей семейства сонь, но подошвенные мозоли развиты слабее и пальцы относительно более короткие, особенно пятый палец задних ног. Пальцы вооружены небольшими когтями. Уши довольно крупные, подвижные, способные складываться в трубку.

Волосяной покров очень густой, мягкий. Окраска спинной стороны сероватая, брюшной — беловатая. Подошвы передних и задних конечностей голые.

Мозговая коробка в черепе округлая. Лицевой отдел несколько укорочен. Скуловые дуги слабо расставлены в стороны. Надглазничных отростков и заглазничных бугров нет. Межглазничная область имеет небольшое продольное углубление. Лобно-теменные и сигиттальный гребни отсутствуют. Лямбдоидальный гребень иногда встречается, но развит слабо. Подглазничные отверстия небольшие. Часть передней доли жевательной мышцы проходит через короткий подглазничный канал. Костные слуховые барабаны очень крупные, тонкостенные. Венечный отросток нижней челюсти хорошо развит.

Передвигается в основном прыжками. Может хорошо лазать по кустам. Убежищем служат, по-видимому, норы различных грызунов. Питается в основном насекомыми, в особенности саранчовыми.

Беременные и лактирующие самки встречались с конца мая до конца июля. Детенышей в помете до 8. Редко встречающийся и мало изученный грызун.

В семействе 1 род: селевиний — Selevinia Belosludov et Bashanov, 1938, и 1 вид. Род селевиний = Selevinia Belosludov et Bashanov, 1938. В роде 1 вид: селевиния — S. betpakdalensis Belosludov et Bashanov, 1938 (ареал совпадает с ареалом семейства)

Во время экспедиции 1938 года в пустыне Бетпак-Дала, расположенный между озером Балхаш и рекой Чу, зоолог В.А.Селевин обнаружил небольшого, размерами с хомячка зверька. Все бы ничего: мало ли какие новые виды животных открывают ученые во время экспедиций. Этот же зверек задал ученым задачу, да еще какую! Особенности строения зубов, в частности резцов, прямо указывали на принадлежность новичка к грызунам. Однако этот грызун питался... насекомыми. Конечно, большинство "заядлых" грызунов не упускает случая полакомиться чем-нибудь плотоядным - насекомыми или даже лягушонком, мышонком. А многие типичные насекомоядные, например, ежик или выхухоль, часто вносят разнообразие в свое меню за счет какой-нибудь растительной пищи - ягод или плодов. Так что питание - не самый главный и решающий, хотя и важный признак.

Подробное исследование строения черепа и других органов вновь открытого зверька подтвердило его бесспорную принадлежность к грызунам. Иными словами, и хомячки, и песчанки, и полевки, и мыши являются его родичами. И все же для зверька пришлось специально учредить совершенно новое семейство, ибо он сильно отличался от своих ближайших родственников.

Казахстанские зоологи В. С. Бажанов и Б. А. Белослюдов, впервые подробно изучившие анатомию зверька, назвали его в честь уже умершего В, А. Селевина - селевинией, а семейство - селевиниевые. Но откуда у селевинии еще и другое название - баялычная соня? Оказывается, из всех грызунов селевиния приходится ближайшей родственницей нашим соням, а так как ее впервые обнаружили в зарослях баялыча - пустынного кустарника, то понятно, почему она носит такой эпитет.

Как же вышло, что грызун переключился на питание насекомыми? К сожалению, на этот вопрос ответа пока нет. Правда, обращает на себя внимание любопытная деталь. У типичных грызунов: суслика, белочки, тушканчика - резцы острее бритвы. Вполне понятно: это их основной инструмент при добыче пищи, постройке жилища и в то же время оружие для самозащиты. А вот у селевинии очень слабо развита жевательная мускулатура. Дальше...

Так что вполне вероятно, все эти отклонения от традиций грызунов окажутся ключом к разгадке. Кроме того, небольшая длина кишечника селевинии по сравнению с обычными грызунами, отсутствие слепой кишки и многое другое указывает на большую древность, а значит, и примитивность животного. И вот еще. Двадцать лет назад считалось, что селевиния живет только в одной точке планеты - в Бетпак-Дале. Однако сейчас совершенно точно известно, что она еще встречается в Северном и Восточном Прибалхашье, Алакульской впадине (юго-восточный Казахстан).

У себя на родине селевиния живет в основном в густых зарослях - саксаула и кустарников - баялыча, караганы, терескена. Это очень удобно для столь беспомощного зверька. Судите сами. Кусты баялыча, например, очень густые и служат превосходным убежищем для зверьков: чуть что, и селевиния небольшими скачками устремляется под их защиту, поближе к корням. Туда не то что хищные птицы, лисы, одичавшие кошки - змеи не смогут пробраться.

Как и под любым кустом, под баялычем, караганой, терескеном всегда множество опавших листьев, из которых получается отличная подстилка для зверька. На ней селевиния сладко спит длинными летними днями. Да и что делать в пустыне днем? Вся живность, в том числе и насекомые, прячутся кто куда. По раскаленному песку не очень-то побегаешь: можно получить опасные ожоги. И не только лапок. М. Д. Зверев, первый, кто наблюдал селевинию в неволе, приводит следующий факт. Однажды в марте зверька вынесли на солнце для фотосъемки всего-навсего на пять минут, и он получил такие ожоги на ушах, что едва не погиб.

Наконец долгий летний день подошел к концу. Спадает жара, постепенно надвигается вечерняя прохлада. Зверек оживает, чешется, умывается и, наконец, выходит на охоту. Вот селевинии попался паучок. Быстрыми короткими прыжками она подскакивает к нему, хватает передними лапками и прокусывает голову. Затем садится поудобнее на задние лапки и неторопливо принимается за еду.

Покончив с пауком, зверек осматривается, прислушивается. У селевении и прекрасный слух, а ее большие ушные раковины могут даже шевелиться, сворачиваться в трубочку и опять разворачиваться.

Снова подозрительный шум. Услышав заинтересовавшие ее звуки, селевинии направляет в ту сторону свои большие уши. Все ясно - стрекочет кузнечик. Зверек срывается с места и прыжками устремляется к источнику звуков. Кузнечик стрекочет в упоении, не умолкая. Словно передразнивая его, селевиния начинает издавать звуки, очень похожие на сигналы тревоги насекомого. Кузнечик, услышав их, падает вниз, чтобы спрятаться от предполагаемой опасности. А вместо этого попадает прямо в зубы селевинии, которая, не мешкая, хватает его и быстро расправляется с ним. Кроме пауков и кузнечиков, зверек не пренебрегает саранчой, бабочками, различными куколками и личинками. Одним словом, селевиния питается теми насекомыми, у которых в состоянии прокусить твердые хитиновые покровы. Утром, перед восходом солнца, и вечером селевиния бодрствует, в основном охотясь. А ночью спит опять где-нибудь под кустом. И впрямь соня.

Селевиния - зверек, очень редко встречающийся в природе. Мало того, его численность постоянно снижается по причинам, еще, к сожалению, не совсем понятным. Поэтому ее внесли в отечественную Красную книгу и тем самым взяли под строгую охрану. Теперь никто не имеет права отлавливать этих зверьков без специального на то разрешения.

Тем не менее биологию селевинии изучить надо, и поэтому в отдельных случаях в строго научных целях по специальному разрешению ученые могут отловить ограниченное число зверьков.

Медленно, не торопясь, зоолог открывает транспортный ящичек с дырками. На его дне, словно отдыхающая кошка, лежит миниатюрный зверек - круглый, пушистый-пушистый и с длиннющим мышиным хвостом. Лежит и вопросительно смотрит на зоолога кругленькими темными клыками. Ученый щелкает несколько раз языком. Зверек тут же настораживает двумя рупорами ушки и двигает носиком - втягивает воздух, пытаясь определить степень опасности. Зоолог осторожно берет зверька двум я пальцами поперек туловища и кладет на ладонь. Селевиния не сопротивляется и спокойно ложится, будто всю жизнь сидела на ладони.

Зверька надо накормить, и зоолог решает угостить его тараканами-прусаками, которые у него припасены. Так, сидя на ладони, зверек съел одного за другим 15 прусаков, потом старательно умылся и опять принял позу отдыхающей кошки. Вот это аппетит!

Если бы селевиния в неволе ела только живых насекомых, это бы сильно осложнило ее содержание. Пришлось бы организовывать целую тараканью ферму! К счастью, ученым удалось найти заменители. Казахский зоолог М. И. Исмагилов установил, что зверьки охотно едят вареную сайгачатину, не отказываются от сырого мяса домашних животных, сушеных яблок. Оказалось, что за сутки селевиния съедает столько корма, сколько весит сама. Вот обжора так обжора!

Плотно закусив, селевиния обязательно умывается. О, это не просто умывание, а целый ритуал, о котором стоит рассказать поподробнее.

Зверек садится на задние лапки, по очереди облизывает подошвы передних и трет ими мордочку. Время от времени, вылизав особенно тщательно подошвы обеих передних лапок, селевиния заносит их за уши и проводит ими от ушей до своего симпатичного носика. Потом опять лижет лапки, и все повторяется снова. И так три-четыре раза. Ритуал заканчивается тем, что зверек лапкой чешет себе бока и старательно вылизывает брюшко. Теперь - спать.

Засыпает селевиния весьма оригинально. Забравшись в сено или усевшись на груде тряпочек, зверек сперва "клюет носом" дремлет, опуская все ниже и ниже головку, и в конце концов засыпает. Сон у селевинии на редкость крепкий. Нужно очень сильно потормошить зверька, чтобы он очнулся.

Один зоолог приводит забавный случай. Как-то жившие у него селевинии крепко заснули и никак не просыпались. Поскольку они не шевелились и совсем похолодели, он счел их мертвыми, И вдруг к вечеру они, ко всеобщему изумлению, ожили.

В конце сентября у зверьков начинается Линька. Сначала выпадают волосы на брюшке и спинке, Причем не отдельными волосинками, как это бывает у других животных, а большими участками вместе с эпидермисом. Новая шерстка отрастает очень медленно, почти три недели.

В конце октября находящиеся в, неволе зверьки начинают рыть норки в земле, насыпанной в их вольеры, натаскивают туда сена, тряпочек. Так они готовятся к спячке. К тому времени селевинии сильно жиреют. Чем прохладнее погода, тем более вялыми и медлительными становятся зверьки. При низкой температуре они впадают в спячку.

К сожалению, неволю селевиния переносит плохо, не размножается. Слишком мало еще изучена ее биология.

Будем же надеяться, что принятые в нашей стране меры по охране селевинии сохранят этого уникального грызуна.

Н. Паравин (http://www.zooclub.ru/mouse/soni/1.shtml)