Морские свинки, кавии. Caviidae Waterhouse, 1839 = Свинковые, морские свинки

Вид: Дикая морская свинка

Вид: Cavia aperea = Дикая морская свинка

Дикая морская свинка Cavia aperea, распространенная в высокотравных степях (пампасах) Бразилии, Парагвая и Аргентины — исключительно зеленоядный вид, способный размножаться круглогодично, однако пик размножения приходится на весенние месяцы. Беременность длится 67-68 дней. Число детенышей в выводках варьирует от 1 до 6, и в среднем составляет 2.2.

Исследование, проведенное в 1966-1967 гг. в Аргентине, с использованием наблюдений за мечеными зверьками на площадке вылова размером около 1.2 га, а также в вольерах 5x5 м, показало, что взрослые самцы занимают участки обитания площадью в среднем 1387±219 м2 (и=9), а самки — 1173±164 м2 (и=8). Участки самцов и самок, равно как и особей одного пола, перекрывались в значительной степени; полностью обособленного участка не обнаружено ни у одного зверька. Расположение участков обитания оставалось неизменным, если биотопы, по тем или иным причинам (например, вследствие интенсивного выпаса скота), не нарушались. В ряде случаев отмечено смещение участков обитания на 40-60 м по мере выедания наиболее предпочитаемых кормовых растений.

Как показали наблюдения, взрослые особи нередко кормятся группами, при этом индивидуальная дистанция между ними нередко составляет всего 1-2 м. Из-за высокой и густой растительности, произрастающей на площадке вылова, за весь период наблюдений зарегистрировано лишь 24 контакта. Большинство взаимодействий отмечено между взрослыми особями одного пола, а также между самками и полувзрослыми зверьками. Среди агонистических взаимодействий преобладали преследования и избегание контактов. Схватку самцов наблюдали лишь в одном случае — в присутствии рецептивной самки.

Наблюдения в вольерах показали, что у самцов устанавливается линейная иерархия доминирования, и в некоторых ситуациях происходит смена доминантов. В одном случае зарегистрировано изменение иерархического статуса у двух самцов в возрасте старше 6 месяцев, среди которых один был доминантом, а другой субдоминантом. Через два месяца доминант был смещен субдоминантом, набравшим дополнительный вес, превышающий вес доминанта. В другом случае важную роль сыграл фактор предварительно освоенного пространства. В вольеру выпустили самца-"чужака", вес которого на 200 г превосходил вес доминанта в группе резидентов. "Чужак" был немедленно атакован более мелким доминантом и долгое время занимал подчиненное положение в группировке, однако через 7 месяцев стал доминантом. Если состав группы остается постоянным, порядок иерархии среди самцов обычно не меняется.

Взрослые самки в вольерных группировках крайне агрессивно реагировали друг на друга, и у них, как и среди самцов, устанавливалась линейная иерархия доминирования, порядок которой почти не нарушался. Социальные чистки в вольерных группировках были редкими.

В период спариваний на участке рецептивной самки собирается несколько самцов, и доминирующий самец агрессивно реагирует на приближающихся к самке низкоранговых соперников, отгоняя их на некоторое расстояние. Поскольку доминант нередко занят преследованием конкурентов, низкоранговые самцы в его отсутствие приближаются к самке и спариваются с ней. Тем не менее, доминант чаще контактирует с самкой и спаривается первым. После успешного спаривания он уходит, и его место занимают подчиненные самцы. Они постоянно преследуют самку, и когда она останавливается, спариваются с ней. В итоге, с самкой, помимо доминанта, спаривается и большинство подчиненных самцов.

В наблюдениях за вольерными группировками установлено, что реакция самцов-резидентов на подсаживаемых самцов-"чужаков" крайне агрессивна. Самки также нападали на подсаживаемых "чужаков" своего пола. Поведение самцов по отношению к незнакомым самкам было амбивалентным: периодические попытки к садкам сменялись атаками и преследованием.

В другом исследовании проводили наблюдения за группировкой из четырех самцов и двух самок в вольере площадью 16. За счет активного размножения численность группировки через два i ода увеличилась до 50 особей. Самцы активно ухаживали за рецептивными и нерецептивными самками и объединялись в подгруппы, отдававшие предпочтение определенным партнерам. В каждой подгруппе выделялся доминант, который монополизировал самок, находящихся в состоянии эструса, отдавая им особое предпочтение. Самки также предпочитали спариваться с определенными самцами. В агонистических взаимодействиях они могли одерживать верх над низкоранговыми особями другого пола. В некоторых случаях между половыми партнерами поддерживались относительно устойчивые социальные связи, сохранявшиеся на протяжении всего периода наблюдений (27 месяцев), хотя в целом это не характерно для представителей рода Cavia.

В целом, пространственно-этологическую структуру поселений С. арегеа можно представить в виде системы агрегаций взрослых разнополых особей с частично или полностью перекрывающимися участками обитания. В этих агрегациях и у самцов, и у самок устанавливается иерархия доминирования. Доминантами обычно становятся особи старшего возраста, отличающиеся, к тому же, более крупными размерами. Самцы-доминанты получают определенное преимущество в спариваниях с самками, однако и низкоранговые самцы принимают активное участие в размножении. Определенную роль в регуляции спариваний играет предпочтение полового партнера со стороны самок.