Медоед и медоуказчик. Симбиоз. Mellivora. Медоед, Индийский медоед, лысый барсук, ратель

Медоед и медоуказчик

Медоед и медоуказчик

Читать дополнительно о Медоеде: [1]; [2]; [3]

Поселяется медоед в пустынях с плотными почвами, в предгорьях, долинах рек и тугайных зарослях. Медоед довольно крупный зверь, внешним обликом напоминает барсука или небольшую собаку. Длина тела медоеда – 65–80 см, хвоста – 18–25 см. Средний размер взрослых особей - от 23 до 28 см в высоту. Масса самцов обычно составляет 9–12, но может достигать и 16 кг. Самки заметно мельче – до 6–9 кг. Туловище медоеда вытянутое, мускулистое, ноги короткие, толстые, с широкими лапами, поэтому передвигается он как бы пресмыкаясь на своих коротких конечностях, прогнув спину и подняв торчком хвост.

Передние лапы медоеда приспособлены для рытья, их пальцы вооружены сжатыми с боков длинными (4–5 см) изогнутыми когтями. Между пальцами имеются небольшие перепонки. Подошвы имеют голые подушки. Голова крупная, тупомордая, уши редуцированные: высота ушных раковин едва достигает 10 мм в длину. Зимой шерсть длинная, но грубая и редкая. Кожа зверя очень толстая, а под ней располагаются значительные запасы подкожного жира. Самки имеют две пары сосков. Никакого очевидного полового диморфизма нет.Фото

Медоед - цепкое маленькое плотоядное животное, которое имеет репутацию самого бесстрашного животного несмотря на его мелкоту. Он даже внесено в 2002 году в книгу рекордов Гиннеса в список как "Самое бесстрашное животное в мире". Известны нападения медоедов даже на молодых львов, закончившиеся для последних трагически. Храбрость медоеда поддерживается мощными челюстями, крепкими когтями передних лап, и исключительно жесткой и толстой кожей, имеющей почти 6 мм толщины на шее. Кожа на теле является исключительно свободной, что позволяет медоеду легко крутить свое податливое тело, чтобы схватить напавшего на него врага.

Медоед обладает удивительным обонянием, и почуяв спрятавшееся в земле животное, останавливается и когтями передних лап начинает рыть землю. Охотясь на сусликов, спящих ежей и черепах, зверь прокапывает туннель диаметром 20–33 см, длиной 100–200 см и глубиной 100–120 см. Черепах, находящихся в спячке на глубине 30–70 см, медоед выкапывает, разбрасывая грунт во все стороны и оставляя воронкообразную яму. Он съедает черепах характерным приемом - не повреждая панцирь. Змей, как показали наблюдения, медоед пожирает начиная с головы.

Но и мед медоед ест, хотя это случается нечасто – когда он в поисках пищи натыкается на гнезда пчел или шмелей. Разрыв гнездо, зверь вместе с медом поедает и личинок этих насекомых. В книге А.Э. Брэма «Жизнь животных»приводится такое описание охоты медоеда за медом: «Перед закатом солнца он садится на пригорке, защищает передней лапой свои глаза от солнечных лучей и пристально следит за полетом пчел. Заметив, что некоторые из них летают в одном направлении, медоед, прихрамывая, идет за ними, затем снова наблюдает за пчелами и наконец мало-помалу добирается до пчелиного гнезда, после чего начинается уже борьба не на жизнь, а на смерть. Конечно, пчелы отчаянно жалят врага, но покрытая густыми волосами шкура и толстый подкожный слой жира превосходно защищают разбойников от укусов».

В Африке медоед зачастую «кооперируется» с очень интересной птицей медоуказчиком(Indicator indicator) из отряда дятлообразных. Найдя гнездо общественных насекомых, медоуказчик криком привлекает внимание зверя (или человека). Указывая путь к пчелиным сотам, птица летит перед медоедом постоянно издавая особые жужжащие звуки, время от времени присаживаясь на деревья, распушая свой хвост и показывая белые внешние перья, одновременно давая зверю возможность поспеть за ней. Согласно свидетелям, преследующий птицу медоед отвечает на ее призывные крики своеобразным хрюканьем, рычащими звуками или “легким шипением и хихиканьем. Как пишет Брэм, «по мере приближения к гнезду пчел голос медоуказчика делается все приветливее, наконец она прямо опускается на открытое ею сокровище».

Добравшись до улья, медоед использует свои выдающиеся анальные железы, чтобы окурить пчел перед нападением на их гнездо, таким же образом пасечник всегда использует дым, чтобы укротить пчел перед сбором урожая мед.

Основа для сотрудничества медоеда и медоуказчика – различные вкусы: если медоед поедает мед, пчел и их личиннок, то для медоуказчика самая желанная добыча – воск, который совершенно несъедобный для большинства животных. В желудках этих птиц воск превращается в легко усвояемую и перевариваемую форму благодаря особым симбиотическим бактериям.

О СИМБИОЗЕ И СИМБИОНТАХ - В ПРИРОДЕ

Симбиозом (от греческого "symbiosis" - "совместная жизнь") в биологии принято называть такое взаимодействие двух и более разных животных, от которого оба партнера получают пользу, *оба что-то выигрывают*. Приведу несколько примеров, чтобы Вы представили себе, о чем идет речь. В Африке живет зверь под названием "медоед". Он похож на барсука, но повадки у него скорее медвежьи - практически всеяден, но больше всего любит мед. Шерсть у него толстая, так что он может не бояться пчелиных укусов. Правда, полакомиться медом ему удается нечасто - поди найди пчелиное гнездо, ведь на коротких лапках много не набегаешь. А еще в Африке живет птица размером с воробья под названием "медоуказчик". Питается она насекомыми (в т.ч. личинками пчел), а также медом и, как это ни странно, воском. Естественно, что пчелы не в восторге от такой диеты и при попытке залезть в гнездо зажалят эту птицу насмерть. Поэтому хитрый медоуказчик, найдя пчелиное гнездо, не лезет туда на верную смерть, а отправляется искать медоеда - и приводит его к гнезду. Медоед вытаскивает соты и съедает мед, а медоуказчик подъедает остатки меда, дохлых пчел, а также соты. В результате все сыты и довольны (кроме пчел, разумеется), поскольку каждый получил то, что ему было нужно.