Кольцехвостые мунго: Кольцехвостые и бурохвостые мунго

Кольцехвостые мунго

Род кольцехвостых мунго = Galidia I. Geoffrey, 1837

Читать дополнительно: Семейство: Eupleridae = Мадагаскарские или малагасийские хищники

В роде кольцехвостых мунго имеется единственный вид: кольцехвостый мунго — G. elegans I. Geoff roy, 1837.

Кольцехвостый мунго или малагасийский кольцехвостый мангуст (Ring-tailed mongoose) имеет ограниченный ареал: он эндемик о. Мадагаскар. Он распространен на востоке Мадагаскара, его западно-центральной части и на крайнем севере острова. - северные, восточные и западно-центральные области острова, где встречается во влажных лесах.

Тело кольцехвостого мунго, как и других мадагаскарских хищников, длинное и стройное. Размеры мелкие: длина тела около 30-38 см, длина хвоста примерно 23-30 см, масса 650-960 г. Конечности средней высоты, тонкие и короткие. У кольцехвостого мунго, по сравнению с другими хищниками, более короткие пальцы с длинными гладкими невтяжными когтями. Подушечки лап большие и без шерсти, гладкие и голые. Между пальцами имеются небольшие плавательные перепонки.

Голова небольшая, имеет широкий в мозговом отделе череп, а морда длинная, сужающаяся к носу, резко заостренная. Клыки короткие, а второй верхний предкоренной зуб очень маленький. Зубная формула - I 3/3, C 1/1, P 3/3, M 2/2 = 36 зубов. Уши небольшие, широко расставленные, закругленные, средней высоты. Кончики ушей белые. Мех короткий. Волосяной покров тела бурого (темно-бурого или темно-коричнево-каштанового) окраса. Спина рыжеватая; голова, горло и грудь - окрашены от светло-коричневого до оливкового; лапы - красно-черные, а живот - темный. Хвост опушенный длинными волосами, он с 5-7 поперечными чередующимися темно-бурыми (красно-коричневыми) и черными кольцами, а по форме он похож на лисий.

Диплоидное число хромосом 44. Половой диморфизм выражен. Самцы тяжелее самок. У самок около половых органов имеются кожные специфические железы, а у самцов пахучие железы расположены в области внешних гениталий. У самок есть пара паховых молочных желез, матка двойная.

Кольцехвостые мунго очень малочисленны, а их экология изучена слабо. Их основная среда обитания - влажные дождевые тропические леса, но встречаются и в более сухих лиственных лесах западной части острова Мадагаскар. Они поднимаются на возвышенные местообитания вплоть до 1950 м над уровнем моря.

Основу пищевого рациона кольцехвостых мунго составляют мелкие позвоночные, такие как грызуны, насекомоядные, лемуры родов Cheirogaleus и Microcebus, птицы, их яйца и птенцы, амфибии, рептилии и рыба. Поймав свою добычу, мунго умерщвляет ее одним быстрым укусом в область шеи. Питаются они и беспозвоночными животными: крабами и раками, улитками и многоножками, всевозможными насекомыми и их личинками. Иногда кольцехвостые мунго могут поедать фрукты и плоды. Отмечалась конкуренция кольцехвостых мунго за добычу с малой индийской циветтой.

Кольцехвостые мунго активны днем в светлое время суток, хотя пики активности приходятся на раннее утро и время перед наступлением сумерек. Ночью они спят в рпазличных убежищах - полых деревьях, бревнах или в норах, которые нередко роют сами. В норах мунго прячется и от врагов, которые роет с невероятной быстротой. Места ночлегов постоянно меняются, что помогает им избавиться от паразитов. Кольцехвостые мунго держатся парами и небольшими семейными группами, которую составляет пара и ее потомство - всего до 5 особей. Изредка встречаются одиночки. Они весьма игривые и проворные зверьки, они хорошо лазают по деревьям, где охотятся на разнообразную добычу. Оони обладает способностью карабкаться по тонким вертикальным стволам деревьев диаметром всего лишь 4 см. Кольцехвостые мунго отлично плавают, но большую часть времени проводят на земле. На дерево они поднимаются головой вверх, а спускаются с дерева - головой вниз.

При передвижении по деревья группы, впереди ее идет самка, в середине располагаются детеныши, а замыкает процессию самец. Кольцехвостые мунго территориальны, размер их индивидуального участка обычно занимает до 20-25 га. Границы участка самцы метят, делая "поскребы", обдирая когтями кору деревьев или кустарников и оставляя здесь пахучие метки, нанося секрет своих пахучих желез на камни и стволы деревьев. Встреча двух групп обычно сопровождается агрессивным поведением.

Голосовые сигналы кольцехвостых мунго разнообразны, а сами они очень разговорчивы. При общении между собой они свистят, во время борьбы - рычат, вопят и ворчат. Поймав добычу кольцехвостых мунго издают подобно кошкам мяукающие звуки, а будучи встревоженными - стонут. Продолжительность жизни мунго в природе примерно до 13 лет, в неволе ода особь прожила около 24 лет.

Половое созревание наступает в 2 года. Каждая самка в год может давать до двух пометов. Спаривание происходит в период с апреля по ноябрь, детеныши рождаются в июле-феврале. Беременность длится от 52 до 92 дней, чаще - 79-90 дней, после чего у самки рождается единственный детеныш, который весит всего 50 г. Молодые достигают физической зрелости к 1 году, а половозрелыми становятся в 2 года. Беременность обычно длится -90 дней. Рождает самка одного слепого детеныша массой 40-50 г. Самка до месяца самостоятельно выкармливает детеныша в норе, не подпуская к нему самца. Детеныш - мелкая копия взрослых, он покрыт шерстью такого же окраса как самка. Глаза у малыша открываются на 4-7 день, а на 12-14 день он начинает ходить. С месячного возраста самка начинает прикармливать детеныша твердой животной пищей, хотя лактация длится до 2,5-3 месяцев. Своих родителей молодой мунго покидает когда достигнет двухлетнего возраста.

Кольцехвостые мунго иногда нападают на домашнюю птицу, вызывая недовольство местного населения. Зато хвосты мунго используются некоторыми местными племенами в культурных целях.

В настоящее время кольцехвостые мунго внесены в Международную Красную книгу МСОП, как уязвимый вид. Основные угрозы этому виду: потеря среды обитания (вырубка леса), пищевая конкуренция с другими мадагаскарскими хищниками, дикими кошками и собаками. Общая площадь современного ареала кольцехвостого мунго около 650 000 га, за прошлое десятилетие численность вида уменьшилась на 20%.

В рамках вида кольцехвостый мунго в настоящее время признано три подвида Galidia elegans: восточный подвид - G. e. elegans, обитающий в восточных тропических лесах; западный подвид - G. e. occidentalis, обитающий в лиственных лесах центральных и западных частях острова; и северный подвид - G. e. dambrensis - обитающий на севере острова. Предполагается, что предки кольцехвостого мунго, появились на о. Мадагаскаре примерно 45 миллионов лет назад в эоценовую эпоху.