Мышовка. Мышовковые, мышовки. Степная, лесная мышовка. Zapodidae Coues, 1875 = Мышовковые, мышовки

Рассказ о мышовках "Полосатая мышь"

Авторские рассказы зоолога, к.б.н., ЕВСТАФЬЕВА И. Л.

Рассказ о мышовках "Полосатая мышь"

Читать дополнительно: Мышовки

"ПОЛОСАТАЯ МЫШЬ"Именно так назвали степную мышовку академик П.С.Паллас в 18 веке при первоописании этого вида, отнеся его к семейству мышей. Теперь же мышовки относятся к тушканчиковым, с представителями которых они состоят в родстве, хотя и дальнем. Ареал степной мышовки простирается от Центральной Европы на западе и до Байкала на востоке. Здесь она заселяет степи и полупустыни, заросли тростников по берегам различных водоемов и лесополосы, встречаются на полях и огородах. Где бы не обитала степная мышовка, везде для своего обитания она выбирает густую растительность: заросли травы, камыша или молодых кустарников.

Мышовки - очень мелкие зверьки не превышающие в длину семи сантиметров и достигают веса 11-13 г. Их тельце покрыто короткой буровато-серенькой шерстной. Вдоль спины, от головы до хвоста, длина которого доходит до II см, тянется темная полоса. Именно она и дала повод для первого названия этого животного -"полосатая мышь". В природе зверьки ведут одиночный образ жизни, за исключением короткого периода размножения.

Степные мышовки имеют очень несовершенный терморегулирующий механизм, что делает их не способными противостоять капризам природы. Поэтому даже летом, неожиданное похолодание сильно снижает активность зверьков: они забиваются в укрытие, сворачиваются в клубок и засыпают. Спят зверьки лежа на боку или сидя на задних лапках и обернув хвост вокруг тела. Температура их заметно падает, снижается интенсивность всех обменных процессов в организме. В таком оцепенении зверьки находятся до тех пор, пока не поднимется температура воздуха до оптимальных величин.

Эта особенность биологии мышовок послужила причиной названия одного из видов, а именно лесной мышовки - "зябкой мышью".

Собственные норы степные мышовки, практически, не роют, а заселяют брошенные жилища полевок, серых хомячков или других грызунов. Ближайшие окрестности являются их индивидуальной территорией, на которой зверьки добывают себе корма. Мышовки активны только в вечернее и ночное время.

Основным кормом зверьков являются семена многочисленных травянистых растений и кустарников, преобладающих в данной местности. большое место в их рационе занимают всевозможные насекомые и личинки.

Наблюдать за мышовками в природе очень сложно. А вот при клеточном их содержании можно легко узнать об их поведении много интересного.

Первое время зверьки преследуют друг друга, затевая драки, стараясь занять эту территорию себе. Через две-три недели они примиряются с вынужденным соседством и в дальнейшем живут дружно, отдыхая в одном гнезде. На рассвете зверьки выходят из гнезда и принимаются за поиски корма. Немного подкрепившись они устраивают небольшую разминку: гонялись друг за дружкой по земле; лазили по веткам, играли. Ближе к обеду отправлялись в гнездо на отдых, а к вечеру - возобновляли активность.

Размножаются мышовки с конца апреля-начала мая. В период гона зверьки становятся очень активными, особенно самцы, разыскивающие самочек. Возбужденные самцы мышовок, например лесных, издают своеобразные высокие, часто повторяющиеся трели. Зверьки воспроизводят такие песни сидя на месте или во время своих странствий. Только в период гона самцы покидают свои участки и далеко отходят от норы. Они нарушают сложившиеся границы индивидуальных владений, попадая в незнакомые места и нередко становятся жертвами многочисленных хищных животных и птиц.

Когда поиски, полные опасностей и приключений, завершаются успешно и самец находит себе избранницу, зверьки, после короткого периода знакомства и ухаживаний, спариваются. Пройдет еще долгих четыре или даже пять недель, пока на свет появятся малыши. Очень уж большой срок беременности для такого маленького зверька! У самочек количество детенышей колеблется от 2 до 8. Новорожденные малыши имеют довольно крупные размеры - до 3 см, что составляет более трети длины взрослого зверька. Одновременно с этим поражает их полная беспомощность Тело малышей голое и абсолютно лишено пигмента, отчего сквозь тоненькою кожицу легко различить кровеносные сосуды и даже желудок. Уши свернуты и плотно прижаты к голове, а слуховые проходы закрыты.

Читать дальше: МЫШОВКИ - рассказ о степных и лесных мышовках