Веслоногие древесные лягушки: Веслоногие лягушки (Rhacophoridae): биология, экология, поведение, прыткая - икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Веслоногие лягушки (Rhacophoridae)

Семейство Веслоногие лягушки (Rhacophoridae, или Polypedatidae)

Читать дополнительно: Веслоноги, веслоногие [летающие] лягушки

Это семейство включает около 400 видов, объединяемых в 10 родов, из которых около 150 видов, главным образом родов Polypedates и Rhacophorus, обитает в Южной и Юго-Восточной Азии, Малайском архипелаге, 250 видов — в Центральной и Южной Африке и на Мадагаскаре (род Hyperolius — около 190 видов, род Chiromantis — 12 видов, Hylombates — около 15 видов, Megalixa-lus — 30 видов, Kassina—4 вида и др.).

Большинство видов веслоногих лягушек ведет древесный образ жизни, замещая квакш, от которых они отличаются рядом особенностей строения скелета. Фото

Наиболее примитивен род Rhacophorus, некоторые виды которого известны своей способностью совершать планирующие прыжки, за что они получили название летающих лягушек. Между пальцами передних и задних конечностей у них находятся очень сильно развитые плавательные перепонки. Когда животное прыгает, оно растопыривает пальцы, раздувает тело и легко планирует вниз. На концах пальцев у них имеются расширенные диски. У некоторых видов наблюдали прыжки в 10—12 м.

Нередкая в горных лесах Явы и Суматры яванская веслоногая лягушка (Rh. rein-wardti) достигает 75 мм длины. Сверху она окрашена в интенсивно-зеленый цвет, снизу ярко-желтая. У нее имеется кожный вырост на пятке, кожная оторочка, тянущаяся по предплечью и по краю пятого пальца задних конечностей; заднепроходное отверстие также покрыто кожной лопастью. У молодых большие интенсивно-синие пятна помещаются между пальцами на плавательных перепонках обеих конечностей, а также в подмышечных впадинах. У взрослых лягушек большинство этих пятен исчезает. Самец гораздо меньше самки. Его окраска меняется быстрее, чем у самки. Днем яванская веслоногая лягушка впадает в особое состоФотояние, напоминающее сон. Этому состоянию предшествуют быстрые и сильные дыхательные движения, а вслед за этим лягушки как будто съеживаются и дыхательные движения становятся медленными и редкими.

Период размножения у нее с января до августа, разгар его — в марте. Икра откладывается в пенистых комках на листья, висящие над водой. Пена из студенистой оболочки яиц взбивается задними ногами животного. В кладке содержится 60—70 непигментированных яиц, 3 мм в диаметре.

Японская веслоногая лягушка (Rh.buerge-ri) известна своим голосом, ее кваканье напоминает пение птиц. В Японии этих певцов продают на рынках, и лучшие из них дорого стоят. Живут они в быстро текущих горных потоках и своими присосками на пальцах удерживаются на камнях, прыгая с одного на другой.

Другой вид — Rh. schlegelii, обитающий также в Японии, размножается с середины апреля до середины мая. Неся на своей спине гораздо более мелкого самца, самка закапывается под вечер в землю на отвесном берегу около водоема и делает здесь шаровидную нору, имеющую 6 — 9 см в диаметре. Здесь во взбитую ногами лягушки пену откладываются яйца размером около 6 мм. Мало-помалу пенистая масса становится жидкой и вместе с головастиками вытекает из норы по тому самому ходу, через который вышли родители. Этот ход направляется наклонно вниз в воду, и личинки легко скатываются по нему.

Сетчатая веслоногая лягушка (Rh. reticulatus), живущая на Цейлоне, носит свои двадцать яиц прикрепленными к брюху. Яйца эти, величиной с конопляное семя, крепко примыкают одно к другому, образуя собой круглую пластинку. Головастики веслоногой лягушки завершают развитие в воде.

У крестоносной лягушки (Rh. cruciger) на спине, окрашенной в светлый красновато-серый цвет, имеется темный рисунок в форме песочных часов, который начинается в промежутке между глазами и оканчивается несколько кзади от плеч. Этот рисунок может по временам становиться более узким и более резким, местами сходить в конце концов совсем на нет и затем появляться снова. В очень сухую пору эта лягушка имеет цвет белой слоновой кости. С увеличением влажности животное сильно темнеет.

Еще один вид — Rh. dennysi — отличается очень крупными размерами, до 110 мм. По зеленой спине у нее безо всякого порядка разбросаны черно-бурые пятна с узкими желтыми ободками, так что лягушка напоминает лист, пораженный грибной болезнью.

Представители самого большого рода из этого семейства — Hyperolius — обитают в Африке и на Мадагаскаре. Это маленькие лягушки, красивой окраски, ведущие древесный образ жизни. Замечательна пестрая Н. melanoleucus, открытая в 1950 г. в горах Конго. У Н. concolor окраска молодых отлична от взрослых. Спина у них светло-коричневая с многочисленными темно-коричневыми и светлосерыми окаймленными пятнами. Пятью месяцами позже животное становится одноцветным оливково-зеленым, через 16 месяцев — зеленым, как лист, с лимонным брюхом и кораллово-красной внутренней стороной ног. У вида Н. cinctiventris внутренняя сторона бедер и пальцы кроваво-красные, особенно днем. Брюхо розовое или землянично-красное. Самец крупнее самки, однотонно коричневый, имеет точечный, а иногда и сетчатый рисунок на спине.

Лягушки из рода Hylambates населяют Тропическую и Южную Африку. Подобно предыдущим, они по внешнему виду очень напоминают квакш. Н. rufus — лягушки плотного строения, с грубозернистой кожей, с большими выпученными глазами. Самцы у этого вида не крупнее 55 мм, тогда как самки достигают 85 мм длины. Самки встречаются в природе гораздо реже самцов. Самцы иногда серые, иногда серо-бурые с зеленым рисунком и великолепными темно-желтыми суставными сгибами. Самки светло- или темно-серые или красно-коричневые с большим темным ромбом на спине и поперечными полосами на ногах. У самок в яичнике найдены яйца 3 мм в диаметре. Активны ночью. Н. vermiculatus тоньше, меньше, чем предыдущий вид, и имеют более гладкую кожу. Бока молочно-белые с черными пятнами. Скрытые части задних ног бирюзово-голубые. Н. brevirostris отличаются своеобразной заботой о потомстве, встречающейся еще только у рыб. Самка этого вида носит крупные яйца (около 4 мм в диаметре) во рту.

Очень красива банановая лягушка (Меgolixalus laevis) — обитатель Камеруна, 30—АО мм длиной, днем шоколадной окраски, по бокам у нее широкие полосы с металлическим блеском, которые иногда сзади, объединяясь, образуют подкову. Ночью эти животные красно-коричневые с перламутровыми пятнами. Активность ночная. На почву не спускаются. Выделения кожи очень ядовиты. В неволе с наступлением сумерек самцы собираются на листьях, висящих над водой, и выводят свои мелодичные трели. При этом они толкаются, приплясывают вокруг друг друга и ударяют себя по морде задними ногами. Готовые к откладке икры самки выбирают самца, спариваются с ним и, подобно филломедузам, откладывают 40 яиц в свернутый при помощи задних ног лист. В некоторых случаях кладка продолжается на другом листе. В течение лета наблюдается 4—5 кладок. На 12-й день выводятся личинки и падают в воду. Через 2—3 месяца из воды выходят молодые лягушки 18—20 мм длиной и на следующий год становятся половозрелыми. Также на листья откладывает яйца хватающая лягушка (Chiromantis rufescens) из Камеруна.