Экологическая ниша земноводных: анатомия, строение, пение, питание, охота. Квакша, лягушка, жаба, тритон, червяга, саламандра:амфибии, земноводные: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра, личинки, жабры, экология поведение, пов

Проблемы экологии земноводных

Перейти в оглавление раздела : Экология: Феномен вездесущности земноводных

Лягушки адаптировались к кислотному загрязнению среды

Во второй половине XX в. человечество осознало новую экологическую угрозу, возникшую в результате бурной индустриализации, - кислотные дожди. Атмосферная влага при взаимодействии с промышленными выбросами сильно подкисляется и, попав в виде осадков в природные экосистемы, может приводить к угнетению и даже полному исчезновению многих видов растений и животных. Особенно уязвимыми оказались земноводные, обитающие в небольших стоячих природных водоемах. Их отложенные в воду яйца и нежные рыбоподобные личинки просто не могут нормально развиваться во внезапно подкисленной среде.

Хотя за последние десятилетия борьба с кислотными осадками стала привычной и необходимой во всех индустриально развитых странах, проблема остается, и в природе появляются все новые места с неестественно повышенной кислотностью среды.

А что же обитающие в таких местах земноводные? Чтобы ответить на этот вопрос, шведские исследовательницы из Университета в Уппсале (Rдsдnen K., Laurila A., Merilд J. // Evolution. 2003. V.57. №2. P.352-371.) провели масштабную работу с остромордой лягушкой (Rana arvalis) - одной из самых обычных в Европе.

Были выбраны четыре популяции, обитавшие на водоемах как с естественной водой, так и с заметно подкисленной в результате антропогенного воздействия. Собранные кладки лягушек помещали для дальнейшего развития в искусственную среду с разной кислотностью (рН 4.0, 4.25 и 7.5). Затем регистрировали скорость развития и выживаемость эмбрионов, а также появлявшиеся у них отклонения. Выяснилось, что эмбрионы лягушек, вынужденных жить в кислотно загрязненных местах, существенно более устойчивы к ненормально кислой среде. Иначе говоря, зафиксирована адаптация остромордых лягушек к неблагоприятной среде!

Однако шведские ученые, не ограничившись этим интересным выводом, провели еще два эксперимента, довольно сложных. В одном из них они скрестили лягушек из кислотно загрязненных мест с обитателями пока еще "нормальных" биотопов, а затем повторили свой прежний опыт уже с гибридными эмбрионами. Оказалось, что устойчивость к повышенной кислотности передается с материнскими генами, что подтверждает генетическую основу адаптаций.

В другом эксперименте у части подопытных яиц удаляли гелеобразные оболочки, после чего различия в развитии эмбрионов из разных кладок исчезали. Таким образом удалось установить, что именно в этих оболочках могли произойти изменения, которые повысили выживаемость лягушек в кислотно загрязненных биотопах.

Семенов Д.В.

ЗЕМНОВОДНЫЕ ИДУТ В АТАКУ

В сороковых годах нашего века несколько американских медицинских научно-исследовательских лабораторий завезли в Калифорнию из Африки крупную партию шпорцевых лягушек. Впоследствии надобность в лягушках отпала (их заменили более смиренными кроликами), и оставшихся безработными земноводных выставили за ворота. Делать нечего: лягушки скоренько упрыгали в ближайшие сточные канавы и водоемы, а постепенно, с успехом размножаясь, расселились на большой территории: от Санта-Бар-бары до Сан-Диего. Естественных врагов у них здесь не было, и пришельцы, обладающие невероятной прожорливостью, стали жадно поедать все, что попадалось на пути: икру, мальков, насекомых, головастиков, нанося тем самым огромный ущерб рыбному хозяйству штата. Лягушкам объявили войну, но, увы, многолетние "боевые действия" не принесли успеха: даже массированное применение ядохимикатов оказалось безрезультатным. Сейчас, по заявлению Калифорнийской рыбной инспекции, осталось лишь од-, но средство: найти хищника, который активно пожирал бы нахальных шпорцевых. Однако это не так-то просто: кожа земноводных покрыта ядовитой слизью. Голодный аллигатор - и тот с омерзением отворачивает от них пасть...

Лягушка, которая может убить пятьдесят ягуаров:

В джунглях Южной Америки, в Колумбии, в бассейне реки Рио-Атрато водится крошечная лягушка. Местные жители, индейцы племени чоко, называют ее «кокои»

Существо это так мало (длина взрослого самца 2-3 сантиметра, а вес всего 1 грамм), что отыскать кокои в непроходимых зарослях джунглей почти невозможно.

Чтобы поймать кокои, индейцы чоко, превосходно владеющие искусством звуковой имитации, долго и терпеливо ее выманивают. Они раздувают щеки, похлопывают по ним пальцами, издавая жалобные звуки: «Фью-фью-фью», и одновременно прислушиваются, не раздается ли слабый ответный посвист. По звуку сразу же засекают место, где прячется лягушка, и ловят ее.

Но для чего нужно кокои индейцам? У чоко нет огнестрельного оружия, они и по сей день пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными стрелами. А маленькая, кажущаяся безобидной лягушка кокои – «сырье» для получения… смертоносного яда.

Индейцы не дотрагиваются до кокои, не защитив предварительно руку листьями. Правда яд кокои через кожу не действует, но предосторожность здесь вовсе не излишня: при малейшей царапине на руке дело может принять печальный оборот.

Выманив и поймав несколько кокои, индейцы отправляются домой готовить на костре яд.

Под действием высокой температуры на коже кокои появляется жидкость молочного цвета. Это и есть яд. Концы стрел смазывают этой жидкостью, а затем высушивают в тени. Яда, собранного от одной лягушки, достаточно для того, чтобы сделать смертоносными около 50 стрел.

Животное, пораженное ядом кокои, оказывается моментально парализованным, и через некоторое время погибает. Индейцы вырезают из тела убитого животного стрелу вместе с кусочком мяса, окружающим ее. Это тоже мера предосторожности: яд кокои, как и знаменитый кураре, абсолютно безвреден, если принять его внутрь. Однако при малейшей царапине во рту, в горле, в кишечнике или при язве желудка человек погибает. Никакого противоядия от кокои индейцы чоко не знают.

Яд кокои самый сильный яд животного происхождения. Яды кобры и других опаснейших змей не идут ни в какое сравнение с ним.

Подготовил Юлиан Прохоров/ http://progulka.ru/zoopark/02/13.html