Насекомоядные млекопитающие: еж, кутора, путорак, крот, землеройка, выхухоль - питание, размножение, строительство, охота

Насекомоядные: самые примитивные

В составе отряда насекомоядныхвыделяют от 7 до 10 современных семейств

и 374 вида. Они распространены на всех континентах и многих островах, крове Австралии, Тасмании, Новой Гвинеи, Новой Зеландии и южной Америки (за исключением небольших ее областей в северо-западном углу этого материка). В Заполярье насекомоядные тоже не водятся.

Маленькие звери с длинной историей

Насекомоядные были известны еще 100 миллионов лет назад, в меловом периоде, когда на Земле обитали динозавры, они жили прямо под ногами у исполинов. Прародителями насекомоядных наших дней были трикодонты. От этих древних юрких зверьков произошли все звери кошки и собаки, олени и зайцы, приматы, а от них - и человек.

Бугорчатые зубы

И сейчас у насекомоядных зубы почти такие же, как были давно – бугорчатые, один на другой похожие: клыков. Резцов и коренных у них, можно сказать, и нет.

Самое маленькое из наземных млекопитающих– это карликовая белозубка Сави (Pygmy или Savi''s White-toothed Shrew) Suncus etruscus, которая весит 1,5 – 2,5 г или 0,05 – 0,09 унций и считается самым мелким млекопитающим, живущим на земле. Длина ее тела 34-38 миллиметров, хвоста – 22-31 миллиметров. Однако белозубка – не самое маленькое млекопитающее вообще. Рекорд принадлежит летучей мыши из Таиланда, носящей названиесвиноносая летучая мышь Китти(Kitti''s Hog-nosed Bat) Craseonycteris thonglongyai, которая имеет длина только 2,9-3,3 см или 1,14-1,3 дюймов и весит всего 1,7-2 г или 0,06 – 0,07 унций. Эта мышь уступает в размерах многим насекомым и улиткам.

При длине 3 смкрошечная бурозубка(Sorex) весит 1,7 г, а обыкновенная Фотобурозубка длиной 5 см весит 5 г. Ежедневный объем пищи превышает собственный вес в 1,3 раза

Землеройки (Soricidae) появились на земле 54 миллиона лет назад, обмен веществ у них происходит настолько быстро, что им нужен ежедневный объем пищи, превышающий их собственный вес в 1,3 раза. Они едят почти всех насекомых, а также червей, слизней, многоножек и даже мышей, которых побеждают в схватке. Победу над врагами землеройкам обеспечивает токсичная слюна. Особенно ядовита слюна куторы, про другие виды пока не выяснено.

Сердце у водных насекомоядныхменьше … по сравнению с сухопутными: плавать легче, чем по суше бегать, потому и работы у сердца меньше. Но правая сторона у сердца толще и массивнее, чем у сухопутных зверей. Под водой правому желудочку сердца труднее протолкнуть кровь в легкие: вода плотнее воздуха и сильнее сжимает грудную клетку.

У обыкновенного ежа (Erinaceus europaeus) масса мозга – 3,2 – 3,4 г.Как и у всех насекомоядных, мозг ежа примитивен – без извилин, гладкий. Большие полушария невелики: не покрывают мозжечок.

Поразительное создание крот-звездорыл.На конце носа это североамериканского крота словно красная хризантема растет. Двадцать два длинных подвижных щупальца, которыми звездорыл,роясь под землей, как нежными пальцами, все ощупывает.

Крот: Осязает конечностями, а носом копает... У большинства кротов осязательные волоски - вибриссы растут не только на морде, но и на конечностях, а слух способен распознавать малейшие вибрации почвы. Нос же служит не только органом чувств, но и "выдвежным тараном для бурения подземных ходов.

Пропитания зимой меньше, чем летом, и, чтобы не голодать, кроты (Talpa europaea) запасают на зиму «консервы» из червей: откусывают им головы и замуровывают в стенах своих нор. Иногда сотнями штук сразу. Без голов черви не умирают, а потому не портятся.

Рационы даже в пределах одного вида весьма различны. Исследование содержимого желудка 200 европейских кротов (Talpa europaea) дает следующую картину: 178 питались дождевыми червями, 130 – личинками жуков, 74 – взрослыми жуками, 70 - мухами, 35 – мотыльками и бабочками, 18 – пчелами, осами и муравьями, 52 - многоножками, 10 – слизнями и улитками, 3 - мышами, 19 – кротами и 17 - растениями. Очевидно, кроты кормятся той пищей, которая доступна. Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать. Чтобы добраться до дождевого червя, медведки или личинки майского жука. Но если в нору к нему заползут мыши, ящерица, медянка, уж, лягушка, крот их не упустит.

Сколько едят ежи

Ежи всегда готовы чем-нибудь подкрепиться а когда приходит осень, скоро впадать в спячку, превращаются в настоящих обжор. Не набравший достаточно жира зверёк не заснёт и вряд ли переживёт зиму. За ночь ёж проходит 3-5км в поисках корма он способен учуять червяка глубине до 5 см, острыми когтями на передних лапах он разрывает землю и достаёт жертву.

Известно, что за десять дней еж (Erinaceus europaeus) уничтожил около 2 кг червей. Его вес при этом увеличился на 466 г. В начале опыта весил 689 г, в конце – 1155 г. Недозимовавшие ежи погибают не от холода, а от голода.

Ежи бывают вегетарианцами и любят молоко: Ежи не ограничивают себя насекомоядной и плотоядной диетой. Иногда еж не прочь поглодать и яблоки, и другие плоды - особенно молодые ежи. В неволе вкусы ежа определенно меняются, и он не отказывается от вареного картофеля, риса. Груш, слив, орехов, семечек подсолнечника, сладкого пудинга и даже шоколада. На воле ежи также едят сочные плоды. Ежи очень любят молоко и поэтому часто забираются в коровники, чтобы угоститься из лужицы пролитого молока. Люди, застав ежа за таким пиршеством. Думали, что он сам себе надоил.

Если бы крот был ростом со льва, он был бы самым свирепым зверем.

Кроты к соседям нелюбезны и в своих норах никаких жильцов не терпят. А если их посадить в тесный ящик. То сильный слабого убьет и съест.

Воинственные землеройки

Свою долю в дележе пропитания землеройки отстаивают отчаянно. Наблюдали случаи, когда землеройки с воинственным писком дрались с ящерицами из-за насекомого. Водяная землеройка кутора (Nectogale), длиной 76-86 миллиметров охотится на воде: на жуков-плавунцов, стрекозиных личинок. Моллюсков, червей, рыбью икру, мальков, даже на самих рыб нападает (весом до килограмма). Эта крошка даже на водяных крыс, которые втрое больше ее, нападает.

Между собой землеройки дерутся часто и яростно: кусаются, катаются, сцепившись комом. Отдохнут немного – и возобновляется единоборство. У каждой землеройки свой охотничий участок – несколько метров вдоль и поперек. И чужаков на него не пускают.

Пустынная землеройка путорак (Diplomesodon) питает пристрастие к ящерицам. Одна самка съела за ночь 12 ящериц (малых круглоголовок) и 25 черных тараканов. И от такого обжорства она не умерла, а, напротив, повеселела. В поисках ящериц путораки проходят расстояние до восьми километров.

Выхухоль ест под водой...

Рыльце у выхухоли (Desmana) вытянутое, и ноздри на самом его конце: чтобы дышать, из воды особенно не высовываясь. Дыхательное горло плотно запирают особые мускулы неба и глотки. И вода в него не попадает. Даже если выхухоль ест, не всплывая на поверхность. В ее рационе около ста всевозможных животных и растений.

Выхухоль (Desmana) в воде чувствует себя почти как рыба. По пять минут, а по некоторым данным, по 10-12 минут на поверхность не всплывает, чтобы подышать.

Еж на мышей охотится плохо, а вот на змей – отлично

Живую мышь ежу-тихоходу трудно поймать. Мыши довольно долго живут обычно в клетке с ежами. Бывает, что, удачно загнав в угол, еж поймает и съест мышь. Дохлых мышей он ест неохотно. Зато со змеями еж расправляется отлично, не боится даже гадюк. Увидит ее, незаметно подберется. Потом – быстрый бросок, и хватает еж змею острыми зубами. Змея натыкается на колючки и укусить не может. Еж атакует раз за разом, пока не перегрызет змее позвоночник.

Еж обладает естественной защитой от токсинов... вырабатываемых некоторыми животными – пчелами и осами, например. Он в сорок пять раз легче переносит змеиные укусы, чем морская свинка, которая уже через две-три минуты умирает от дозы яда гадюки, несмертельной для ежа. Но все-таки к яду еж чувствителен. Смертельная доза для ежа повышенная – одна десятая грамма кантаридина (cantharidin), которая способна погубить двадцать челоек. Случается, что гадюка кусает противника в нос, иногда еж может умереть от укуса, но часто все оканчивается благополучно – нос. Распухнув, поболит немного и заживет. Еще одна особенность ежей – они долгое время могут обходиться без волы и пищи.

Кутора "парализует" прикосновением

Как только кутора настигает жертву и слегка к ней прикасается, с последней делается настоящий столбняк: лягушка, например, мгновенно вытягивается, как мертвая, характерно закрывая передними лапами голову. Неясно, паралич это или притворство от страха.

Очень опасные

Обитающий на островах Карибского бассейна редкое животноещелезуб (Solenodon)- небольшое, безобидное на вид млекопитающее, похожее на крысу. Оно ведет ночной образ жизни и встретить его нелегко. Второй резец с каждой стороны на нижней челюсти щелезуба соединен с железой, вырабатывающей токсины, от которых яд подается к основаниям остальных зубов. Их ядовитая слюна убивает жертву, она опасна и для человека. У щелезубов нет иммунитета к собственному яду. Бывали случаи, когда самцы, содержавшиеся в зоопарках, умирали после драки друг с другом после легких укусов.

Древний щелезуб

Ископаемые останки свидетельствуют, что щелезубы существовали 30 миллион лет назад на территории современной Северной Америки. В настоящее время они обитают только на двух островах, где выжили благодаря отсутствию естественных врагов.

Не могут убежать...Длина тела у обоих видов - таитянского щелезуба (S. paradoxus) и кубинского щелезуба (S. cubanus) - не достигает 30 см, но непомерно большая голова с длинной мордой делает их довольно уродливыми созданиями. Щелезубы не могут убежать от преследователя, поскольку непропорциональное сложение тела не позволяет им набрать подходящую скорость.

Бегуны среди землероек

Удивительно, что водяная землеройкакутораоказывается отличным бегуном на земле. Бег у куторы быстрый, причем она движется, вытянувшись и характерно загибая кверху свою мордочку, которой водит из стороны в сторону. С большой быстротой бросается кутора на лягушку, прыгающую от нее изо всех сил. Если лягушка велика, то кутора буквально едет на своей жертве, ухватив ее за голову.

Рекордсмен по бегу

Путорак, или пустынная землеройка родом из средней Азии и Заволжья. На охоту уходит порой очень далеко от дома, за семь-восемь километров. Когда она не очень спешит. За минуту пробежит 40-50 метров. Когда спешит – вдвое больше.

Роет полутораметровые норы

Ушастый еж (Hemiechinus auritus), живущий в степях Юго-восточной Европы. Передней и Центральной Азии роет довольно глубокие норы – до полутора метров. Иногда он переделывает по своему вкусу чужие жилища. В норах еж отсиживается днем.

Ежедневное строительство

Для кротов строительство – ежедневная необходимость. Своими мощными лапами-лопатами они прокладывают подземные туннели большой протяженности и сложности. За день крот может проложить около 20 (по другим сведениям – 50) метров новых туннелей. Все в кроте для рытья приспособлено: и тело вальковатое, чтобы удобнее под землей передвигаться, и мех короткий. гладкий, чтобы за землю не цеплять (но мех его быстро вытирается, поэтому крот линяет три раза в год). Ушной раковины у крота нет. Чтобы не мешала под землей ползать, а только складочка кожи – она ухо закрывает, а потому песок и земля в уши кроту не сыплется. Глаза у крота маленькие, с маковое зернышко, а у некоторых и вовсе зарастают кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты, когти на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобнее было рыть землю перед собой и кидать ее назад.

Стометровка после дождя

С помощью лап крот может неутомимо пробиваться вперёд под поверхностью земли (в считанные секунды зарывается вглубь). Когда кроту нужно быстро развернуться в подземной камере или туннеле, он попросту выполняет нечто вроде полусальто. Так, после дождя ночью североамериканский крот прорыл под землей свежий ход в сто метров. Для выполнения этой работы человеку пришлось бы за одну ночь прорыть тоннель длиной в шестьдесят километров и шириной, достаточной для его тела.