Первые древнейшие рептилии. Cotylosauria † = Котилозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Подкласс: Anapsida = Анапсиды/Парарептилии

Первые древнейшие рептилии

Первых примитивных рептилий – котилозавров уже можно было найти в середине каменноугольного периода, которые обитали в древних лесах вблизи водоемов. При этом они еще имели некоторые признаки, выдающие их родство с земноводными. Эти самые первые котилозавры по размерам были близки к современным ящерицам. Они сновали между между камнями и стволами деревьев, разыскивая добычу в виде насекомых и других мелких животных. Возможно, что часть из них даже могла плавать в воде.

Первых рептилий – котилозавров повсюду подстерегали враги в виде огромных хищных стегоцефалов, которые не упускали из своего поля зрения проворных рептилий и не брезговали ими во время обеда. По этой причине, вполне воможно, что некоторые некоторые котилозавры вели ночной образ жизни. Именно к такому выводу пришли ученые по найденным черепам древних рептилий с огромными глазницами. По-видимому в них помещались большие глаза, приспособленные к ночной охоте.

Сами котилозавры в основном довольствовались древними насекомыми, которые были широко распространены в каменноугольном периоде. Эти маленькие, юркие котилозавры ловко проникали в самые укромные места, где только могла жить или прятаться их добыча. Поедали они и других беспозвоночных, в том числе и моллюсков. Со временем некоторые котилозавры стали употреблять в пищу растения, что привело к оразованию новых групп растительноядных котилозавров.

Но первые мелкие котилозавры жили в недосягаемых для врагов местах. Их небольшие размеры позволяли им легко прятаться в самых разных укрытиях. Весьма вероятно, что они строили норки или использовали естественные норки и другие пустоты в зесле и стволах деревьев, в которых не только пережидали опасность и отдыхали, но и откладывали свои яйца. Именно в таких укрытиях часто находят скелеты животных, навечно свернувшихся в своих убежищах.

И не удивительно, что самое древнее пресмыкающееся каменноугольного периода, получившее название хилономус, было обнаружено внутри вертикально стоящего пня. Во влажном климате карбона сердцевина этого древнего гигантского плауна сигиллярии сгнила, а оставшийся пень стал пустотелым. Возможно, что в поисках убежища или охотясь на насекомых, маленький котилозавр - хилономус, вскарабкавшись на пень, затем оказался внутри него. Эта ловушка оказывалась смертельной, и через некоторое время  котилозавр там погиб. Поднявшаяся после очередного ливня вода занесла слоем ила пень-ловушку вместе с погибшим животным... Со временем ил окаменевал, превращая пень в каменный склеп первобытной рептилии. В таком виде дошла до нас одна из первых рептилий.

В конце пермского периода значительная часть земноводных вымирает: теплый и влажный климат карбона и начала Перми сменяется жарким и сухим климатом конца пермского периода и триаса. Зато пресмыкающиеся легко выдержали такую перемену и постепенно стали занимать прежние места обитания земноводных, а, кроме того, осваивать новые пространства, вытесняя последних стегоцефалов. Пионеры среди карбоновых рептилий – котилозавров – были очень маленькими по сравнению с древними земноводными. Но уже в пермском периоде это соотношение начинает меняться: крупные земноводные постепенно вымирают, крупные рептилии только появляются. В пермском периоде возникают первые гигантские ящеры. Среди них были и котилозавры. Некоторые гиганты перешли к водному образу жизни, но по-прежнему откладывали яйца только на суше и дышали только легкими. По дну пермских озер бродили огромные четырехметровые котилозавры, названные щекастыми ящерами, или парейазаврами. Череп парейазавров имел широкие выросты, опущенные вниз. Они-то и напоминали щеки, что дало основание палеонтологам дать животному соответствующее название.