Самка птерозавра с яйцом. Как летали птерозавры. Птерозавры = Pterosauria. Летающие динозавры: Птеранодон, Птеродактиль. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Самка птерозавра с яйцом

Перейти в оглавление раздела: Летающие ящеры: птеродактили

Читать далее: * Птерозавры * Тайна полета птеродактиля

Найдена самка птерозавра с яйцом

Яйцо (размером 20 х 28 мм), как и особь, которой оно принадлежало, датировано 160 миллионами лет (фото Junchang Lü, Qiang Ji/Science).

Взрослая особь летающего ящера, обнаруженная в Китае, впервые позволила уверенно заговорить о морфологических отличиях полов у птерозавров. Также учёные пополнили свои знания о репродуктивной биологии этих существ.

Группа палеонтологов из Китая и Великобритании изучила окаменелости птерозавра, принадлежащего роду Darwinopterus. Главная особенность — великолепно сохранившееся яйцо, найденное вместе с древним животным (такая парная находка — большая редкость). Самка получила неофициальное имя «Миссис Т» (Кратко «Mrs T», от «Mrs Pterodactyl»). Как гласит пресс-релиз университета Лестера, хорошо развитая скорлупа показывает, что «Миссис Т» была почти готова отложить яйцо, когда погибла в результате несчастного случая. О нём говорит сломанное левое предплечье. Учёные рассуждают, что виной тому могла быть буря или даже извержение вулкана, которые были распространены в этой части Китая в ту эпоху. Размах крыльев самки дарвиноптеруса составлял 0,78 метра. На врезке обведена главная деталь находки (фото Junchang Lü, Qiang Ji/Science).

самка птерозавра с яйцом

Палеонтологи посчитали отношение массы яйца к весу взрослого Darwinopterus. Оно получилось относительно низкое, как в сохранившихся пресмыкающихся. Особенности скорлупы (она была мягкой) говорят, что после откладки яиц птерозавры, скорее всего, зарывали их.

А это — свидетельство слабой родительской заботы, — рассудили авторы открытия в своей статье в Science. Данный вывод противоречит ранее сделанным предположениям о том, что птерозавры заботились о кладке как современные птицы. В данном отношении крылатые твари юрского периода оказались ближе к рептилиям.

Гендерные отличия найденной самки от ранее обнаруженных самцов стали одним из самых ярких кусочков сложенной мозаики. У «Миссис Т» оказался более широкий таз. Кроме того, палеонтологи наконец-то смогли завершить споры о гребнях на голове птерозавров, шедшие последние сто лет.

На основе анализа последней находки вкупе с ранее найденными останками учёные сделали вывод, что только у самцов дарвиноптеруса на голове красовался большой гребень, а у женских особей его не было (иллюстрация M. Witton). Итак — самка рода Darwinopterus лишена гребня, а самцы, напротив, могут похвастать этим элементом декора. Собственно учёные и раньше предполагали, что гребни, порой достигавшие внушительных размеров, были нужны самцам птерозавров для запугивания соперников или для привлечения партнёрш.

Подобные расхождения во внешности полов можно в изобилии найти у других живых существ, как современных, так и вымерших. Но в отношении гребня у птерозавров доказательств такой версии до сих пор не было. А потому двух летающих ящеров с гребнем и без нередко относили к разным видам.

Исследователи намерены воспользоваться открытыми деталями строения дарвиноптерусов, чтобы по-новому взглянуть на останки других птерозавров. Теперь, если от них сохранился хотя бы один череп или таз, можно уже с определённой долей уверенности судить о поле. Кроме того, некоторые ранее разведённые по разным линиям виды, возможно, удастся соединить в один вид. И что ещё интереснее, отныне можно увереннее анализировать гендерную структуру населения «драконов», и их репродуктивное поведение