Рамфоринх. Rhamphorhynchus. Птерозавры = Pterosauria. Летающие динозавры: Птеранодон, Птеродактиль. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Род: Rhamphorhynchus † = Рамфоринхи

Летающие динозавры: Род: Rhamphorhynchus † = Рамфоринхи

Читать: * Птерозавры* Птеродактиль

Остатки летающего ящера рамфоринха обнаружены на территории современной Германии (Бавария) в отложениях позднеюрского времени (около 150 млн. лет назад). Как у всех птерозавров, кожистые перепонки рамфоринха крепились между чрезвычайно удлинённым четвёртым, "летательным", пальцем кисти и телом. Размах крыльев не превышал одного метра, вес — трёх килограммов. Длинные челюсти с острыми зубами, расположенными вкрест, позволяли удерживать рыбу, которую ящер, возможно, выхватывал налету из воды. Длинный хвост с кожистой пластинкой на конце помогал управлять полетом. Большие глазницы, вероятно, свидетельствуют о том, что рамфоринх вёл сумеречный образ жизни. Жил он на деревьях по берегам озер и лагун.

На рисунке профессора А.П. Быстрова рамфоринх опирается на все четыре лапы, а пальцы кистей и стоп, как и коленные суставы, направлены вперед. Обнаруженные в юрских глинах отпечатки следов действительно свидетельствуют о хождении летающих ящеров на четырёх конечностях. При этом, как показано современными исследованиями, коленные суставы были несколько развернуты в стороны, а первые три пальца кистей обращены наружу и немного назад. Все виды рамфоринха вымерли в конце юрского периода, около 145 млн. лет назад.

Автор описания: Даниил Наумов (использован текст к.б.н. С.М. Курзанова ( http://www.paleo.ru). http://molbiol.ru/pictures/80519.html

Рамфоринхи имели длинные хвосты, длинные узкие крылья, большой череп с многочисленными зубами.  При виде реконструкции головы рамфоринха, можно назвать его, скорее, кривозубым. Длинные зубы разной величины выгибались вперед. Зубы в передней части клюва располагались под углом к челюсти. Предполагают, что такое расположение зубов помогает рамфоринхам ловить добычу на лету.

Рамфоринхи могли взлетать с земли. Кости их были полыми тонкими, как бумага, череп напоминал ажурную конструкцию с полостями, арками и крупными перегородками.

Следует заметить, что летающие ящеры не были предками птиц и летучих мышей. Летающие ящеры, птицы и летучие мыши произошли и развивались каждый своим путем, и между ними отсутствуют близкие родственные связи. Единственный общий признак для них – умение летать. И хотя все они приобрели эту способность благодаря изменению передних конечностей, отличия в строении их крыльев убеждают нас в том, что у них были совершенно разные предки.

Хвост ящера заканчивался лопастью, служившей рулем. Рамфоринхи со сложенными крыльями не достигали в длину и 40 см. Они селились на берегах рек, озер и морей, питались насекомыми и рыбой.

Ископаемые останки обнаружены на территории Европы. Летающие ящеры жили только в мезозойскую эру, причем их расцвет приходится на позднеюрский период. Их предками являлись, по-видимому, вымершие древние пресмыкающиеся псевдозухии. Длиннохвостые формы появились раньше короткохвостых. В конце юрского периода они вымерли.