Звероящеры: история и жизнь. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Зверозубые ящеры: прародители млекопитающих

Читать дальше: Звероящеры: история и жизнь;

Зверозубые ящеры: прародители млекопитающих

Читать дополнительно: Звероящеры * История грызунов

Рождение эволюционной теории Дарвина сопровождалось многочисленными спорами, которые не утихли и по сию пору. Противники и сторонники великого естествоиспытателя не устают опровергать различные доводы, которые должны доказать правоту одних и несостоятельность других. Палеонтология, ставшая одной из опор в написании эволюционной теории, одновременно оказалась и слабым звеном в цепи доказательств.

Долгое время палеонтологам не удавалось обнаружить переходные формы животных, которые неизбежно должны были появиться, если эволюция развивалась постепенно, одни организмы происходили от других. Отсутствие таких ископаемых животных было едва ли не самым серьёзным аргументом противников дарвинизма. Но с развитием палеонтологии пробелы эволюционной теории удалось заполнить. Находки звероящеров, наделённых чертами как рептилий, так и млекопитающих, стали важным этапом на пути познания развития жизни на Земле.

Встреча гигантов

Пермский период, около 290 миллионов лет назад. Настало время, когда исполинские части земной тверди в очередной раз столкнулись друг с другом, образовав бескрайний суперматерик Пангею, протянувшуюся от полюса до полюса. За миллионы лет континенты преодолевали огромные расстояния, то собираясь вместе, то удаляясь в разные уголки земного шара. Совсем незадолго до пермского периода они были объединены в два огромных материка: Лавразию и Гондвану, но теперь эти гиганты встретились. За несколько миллионов лет до этого знаменательного события полюса Земли затянулись ледяными шапками. Началось масштабное оледенение, климат планеты стал холодным и оставался таким вплоть до конца пермского периода. Только на границе двух эр — палеозоя и мезозоя (около 250 миллионов лет назад) — оледенение сократилось и на земном шаре вновь потеплело.

Именно в середине этого периода и появились звероящеры, или терапсиды. Самые первые из них известны из отложений середины пермского периода (около 270 миллионов лет назад). Предками этих своеобразных рептилий считаются пеликозавры. Некоторых из них отличал огромный кожный «парус», расположенный на спине, который был необходим ящеру для регуляции температуры тела. Пеликозавры появились в каменноугольном периоде и еще жили бок о бок со звероящерами, но были вытеснены своими более совершенными потомками и вымерли в конце перми. Звероящеров же ожидало удивительное будущее…

Время звероящера

Менявшиеся, еще начиная с каменноугольного периода, климатические условия Земли внесли свои коррективы в состав наземной фауны позвоночных животных. Если в каменноугольном периоде процветали амфибии-лабиринтодонты (более известные под именем стегоцефалов), то начавшееся похолодание, завершившееся оледенением, заставило их основательно потесниться с трона господствующих четвероногих. Для жизни этих амфибий нужен был более теплый и влажный климат, который бы обеспечил им благоприятные условия существования. Именно в каменноугольном периоде появились рептилии-пеликозавры, контролировавшие температуру своего тела посредством паруса-терморегулятора. Но и они не устояли, исчезнув в перми.

Зато их более совершенные потомки — звероящеры распространились по всей планете. Их скелеты не найдены лишь в Австралии. Целый ряд приспособлений к новым условиям существования позволил звероящерам вытеснить и лабиринтодонтов, и своих прародителей — пеликозавров.

Читать дальше: Звероящеры: история и жизнь