Шершни - враги пчел. Болезни и враги пчел Медоносная пчела. Вид: Apis mellifera = Медоносная пчела. Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы.Перепончатокрылые.Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые.

Шершни - враги пчел

Шершень

Читать: Медоносная пчела

Шершни - враги пчел

Причины исчезновения пчел бывают не только микроскопическими. Так, известный враг пчел — шершень (Vespa crabro) — тоже способен сотворить «чудо».

Шершни — это крупные высокоорганизованные осы, с удовольствием поселяющиеся вблизи пасеки. Они совершают разбойничьи набеги на ульи, убивают всех пчел и уносят с собой расплод (личинки, из которых формируются трутни, царицы и рабочие пчелы).

Скорость полета шершней выше, чем у пчел, поэтому бедолагам нет спасения. Ко времени появления пчеловода мертвых насекомых съедают птицы, а остатки меда разворовывают дикие пчелы. В результате хозяину пасеки кажется, будто бы рой слетел в поисках лучших мест.

Волки охотятся на пчел

Шершень является одной из многочисленных ос на земле. Это самая большая европейская оса. Длина матки колеблется от 30 до 35 мм, самца и рабочего шершня от 20 до 23 мм. Питаясь плодовой мякотью, соком цветов, шершни, как и многие осы, чистыми вегетарианцами не являются - охотятся в травяных джунглях на всякую живность, не пропуская и пчел.

Шершни строят объемистые гнезда. Самые большие (30-40 см в диаметре и 50 см в высоту) представляют собой двенадцать наложенных друг на друга слоев с ячейками, общим числом пять тысяч и более. Гнезда висят на открытом воздухе, под свисающим краем кровли, на открытых чердаках или сараях. Часто гнезда шершней располагаются в дупле дерева, нередко для этой цели используются гнезда черного дятла в лесу.

Человек научился делать бумагу около 2300 лет назад, но шершни и осы «изобрели» ее гораздо раньше – несколько миллионов лет назад! Секрет изготовления гнезда очень прост: насекомое отрывает кусочки древесных волокон с мертвого дерева или столба, смачивает их своей слюной и разминает, превращая в пасту, которую использует при постройке гнезда. Гнезда шершни строят очень внушительных размеров, но, к сожалению, они недолговечны. Причиной их недолговечности является плохая сопротивляемость сырости, и со временем они становятся рыхлыми.

В XVIII веке крупный французский ученый Реомюр первым обнаружил «изобретение» шершней. До этого люди изготавливали бумагу из тряпок, а Реомюр предложил использовать также деревянные щепки. Принцип производства бумаги не изменился, человек только модифицировал его, чтобы получать бумагу разных сортов.

Гнездо шершни каждый год строят новое, поскольку все его обитатели к зиме погибают, кроме маток, которые основывают новые колонии. Молодые оплодотворенные самки с приходом холодов ищут надежное место, где, не замерзнув, можно зазимовать. А весной снова начинается лихорадочная работа. Ободренные теплом самки шершней подыскивают подходящее место в дупле или в подземной ямке, из жеваной древесины лепят первые несколько ячеек и кладут в них яички. Появившийся расплод самка усиленно кормит, и скоро у нее появляются надежные помощники - рабочие шершни. Так в трудах проходит не короткое для шершней лето. Максимальных размеров гнездо шершней достигает лишь к концу лета.

Шершни поедают других насекомых и любят тутовые ягоды. Летом они обдирают самые молодые ясени, ольхи, березы, ивы и тополя или ветки более старых деревьев. Они отрывают полоски древесины длиной 50 см и более, только чтобы добраться до сока.

Колония шершней существует всего несколько месяцев. Состоит она из матки, которая ее создала, рабочих шершней, будущих маток и самцов, лишенных жала. Рабочие обычно малочисленны (от 400 до 700, редко до 1500), в то время как у обыкновенной осы в одном гнезде насчитывается иногда 5000 насекомых.

Большую оплошность допустит тот, кто, приняв шершней за пчел, полезет в дупло разжиться медом. Свирепость огромных ос не знает границ, а яд у них сильный, и его много. Шершни причиняют много неудобств пасечникам, (располагая свои гнезда неподалеку) так как воруют из ульев мед.

Иногда другие пчелы прилетают грабить местных. И тогда случается страшное — разграбленная семья присоединяется к мародерам и улетает к ним в улей, прихватив незапечатанный мед. Ещё на пчел охотятся щурки (птицы-пчелоеды), сорокопуты и… мыши.

Не менее болезненно «маленькие труженицы» реагируют на пестициды. С тех пор, как во Франции запретили широко применяемый в сельском хозяйстве фипронил, количество пчел начало восстанавливаться. Сейчас об этом же подумывают в Испании и других странах, где тысячи пчел то и дело покидают родные ульи под воздействием химикатов.