Кошениль. Кармин. Мексиканская кошениль (Dactylopius coccus). Кокциды. Кошениль. Семейство: Coccidae = Кокциды. Равнокрылые хоботные. Отряд: Homoptera = Равнокрылые хоботные: тли, кокциды, филоксера, цикады

Чудесная кошениль

Чудесная кошениль, или История о кармине

Читать дополнительно: *Филлоксера – хроника нашествия

Н.Ю. ЗОТОВА

Если вас спросят, каких одомашненных насекомых вы знаете, то скорее всего ответ будет таков: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Однако есть еще совершенно необычные насекомые, которых человек собирает и разводит уже много лет для получения стойкой и яркой красной краски – кармина. Краски, находящей свое применение не только у художников и текстильщиков, но и в пищевой и парфюмерной промышленности, и у биологов, окрашивающих с помощью этого красителя гистологические препараты.

Кто же они, насекомые, производящие кармин? Это целый ряд видов совершенно необычной группы – кокцид, или червецов и щитовок (Coccodea), составляющих отдельный подотряд в отряде равнокрылых хоботных.

Кокциды широко распространены в природе, но заметить и распознать их нелегко, а уж признать в них насекомых… Достаточно сказать, что самки многих кокцид – единственные из наземных животных, ведущие совершенно неподвижный, прикрепленный образ жизни. Своим видом они более всего напоминают вздутия или мелкие чешуйки на коре растений или просто кусочки мусора, прилипшие к листу или к стволу. Глаза, усики и ножки у них обычно полностью редуцировано, а тело превращаено в набитый яйцами мешок. У многих видов присосавшиеся самки бывают защищены сверху восковыми выделениями, которые образуют над ними плоский, округлый или похожий по форме на запятую щиток (собственно отсюда и пошло название этих насекомых – щитовки).

Расселяются такие кокциды только на стадии личинок первого возраста, носящих название «бродяжек». Они подвижны и шестиноги, у них хорошо развиты простые глазки и усики, а еще имеются длинные хвостовые щетинки. Тело личинки уплощено, хоботок свернут в колечко, подогнут под брюшко и упрятан в специальный кармашек. Бродяжки очень малы по размерам и легко срываются и уносятся ветром, зачастую перемещаясь таким образом на значительные расстояния. Конечно, многие личинки погибают, но часть попадает на нужные им кормовые растения, где находит удобное место и намертво присасывается к источнику пищи.

Те личинки, которым в дальнейшем суждено превратиться в самцов, через некоторое время перестают питаться и создают вокруг себя кокон, под защитой которого у них происходит перестройка организма. В ходе нее личинки теряют ротовой аппарат и ножки. Ножки, правда, потом отрастают вновь. Кроме того, у самцов формируются крылья и длинные хвостовые нити. Зато рот так и не появляется – самцы выпархивают из кокона, только чтобы очень недолго полетать, отыскать себе подруг, а затем умереть. Впрочем, у некоторых кокцид самцов и вовсе нет – они размножаются партеногенетически.

Развитие самок происходит проще. Некоторые, как уже было сказано, теряют почти все органы, не связанные с питанием и размножением, и остаются на кормовом растении навсегда. Но есть и кокциды, самки которых совершают пусть короткое, но все же самостоятельное и весьма ответственное брачное путешествие. Поэтому у них сохраняются глазки, усики и лапки, заканчивающиеся крохотным коготком. Такие (считающиеся более примитивными) кокциды называются червецами. К ним принадлежат и те, кого называют собирательным названием «кошениль».

Несмотря на свою «малозаметность», кокциды – очень значимая в хозяйственном отношении группа насекомых. Многие из них – опаснейшие вредители растений. И не только сельскохозяйственных, но и оранжерейных, и комнатных. Бороться с ними, надежно защищенными своими щитками, крайне сложно. Из других видов получают очень ценные, порой незаменимые продукты, например шеллак. Но об этих насекомых мы расскажем в следующий раз. Сегодняшний же наш рассказ посвящен кошенили.

Читать дальше: * Кошениль или история о кармине