Размноженин термитов, плодовитость самки царицы. Термиты, термит, термитник. Отряд: Термиты = Isoptera. Питание, биология, социальная жизнь

Жизнь термитов

Термиты

Перейти в оглавление раздела:Отряд Термиты

...Плодовитость самки потрясающа. У гвианского термита (Microtermes arboreus) самка за сутки отложила 1680 яиц, а у суринамского термита (Nasutitermes surinamensis) самка за 28 часов отложила около 3000 яиц. Продолжительность жизни самки исчисляется годами, а общая плодовитость — миллионами отложенных яиц. Если самка погибает, в гнезде начинают развиваться самки-заменительницы. Они выкармливаются из личинок, у которых начинают появляться зачатки крыльев. Такие «заменительницы» полетов не совершают, но приступают к размножению. По виду они становятся со временем все более и более похожи на мать, но узнать их всегда легко — у них нет остатков сброшенных крыльев.

Гнезда свои термиты строят по-разному. В жарких странах с муссонным климатом, где сменяют друг друга более влажные и более сухие периоды, термиты возводят иногда очень высокие сооружения — термитники, как дома возвышающиеся над травой. В отличие от наших рыхлых муравьиных куч термитники представляют очень большие постройки, сделанные из прочно сцементированной глины и иногда настолько твердые, что с трудом поддаются лому! Такие термитники — крыша над подземной частью гнезда; внутри этих сооружений размещаются и камеры с молодью, и «грибные сады». Дело в том, что и личинки, и рабочие термиты, и, конечно, яйцекладущая «царица» очень чувствительны к дефициту влаги в воздухе. Но они чувствительны и к капельной воде. Поэтому они строят такие гнезда, стенки которых непроницаемы для воды, внутри которых создается свой собственный микроклимат.

В открытых местностях сооружения термитов часто ориентированы и построены так, чтобы не перегреваться палящим солнцем,— термитник имеет узкую вытянутую форму и расположен примерно так, что его ось вытянута с севера на юг. Иногда они бывают коническими, обеспечивая стенание воды по стенам, а иногда делаются с нависающей крышей — грибовидными. Нередко они бывают невысокими, а часто достигают таких размеров, что, например, в Индии в разрушенных термитниках иногда укрываются крупные животные, не только буйволы, но даже... слоны. В настоящих тропических лесах, где ежедневно идет дождь, а воздух насыщен влагой, многие виды термитов делают гнезда не на земле, а на деревьях, иногда подвешенные, имеющие только крышу. В сухих местностях, где условия иные, например у нас в Средней Азии, закаспийский термит (Anacanthotermes ahngerianus) делает гнезда, уходящие в песчаных местностях на глубину до 12 м, и бывает, что на поверхности почвы наличие находящегося в глубине гнезда термитов незаметно.

Связь с источниками влаги для термитов необходима, в сухих местах они поселяются там, где могут достигнуть слоев с конденсирующейся или грунтовой водой. Но непосредственный контакт с водой для этих насекомых, имеющих проницаемые покровы, губителен. В гнездах термитов обитает богатая фауна специфических спутников этих насекомых, так называемых термитофилов. Многие из таких термитофилов отличаются вздутием брюшка (физогастрия), связанным с развитием кожных желез, выделяющих такие вещества, которые охотно слизываются термитами. В этом явлении у термитов также наблюдается аналогия с муравьями, у которых в гнездах много мирмекофилов.

Отношения термитов и обитающих в их гнездах насекомых симбиотические. Представителей разных групп насекомых в термитники привлекает благоприятный микроклимат гнезда и находимый ими там корм в виде различных органических остатков, а термиты охотно слизывают выделения большинства своих «гостей». Муха термитоксения — один из наиболее специализированных термитофилов — интересна тем, что она гермафродит и получает от термитов (Termes bogoriensis) такую же пищу, какую они отрыгивают своим сородичам. Вероятно, это бывает и у других «гостей». Но многие термитофилы, вероятно, питаются только отбросами или микроорганизмами гнезда (пластинчатоусые, долгоносики и др.). Интересно, что на термитах не зарегистрировано ни одного паразита из перепончатокрылых и известен только один случай паразитирования мухи на малаккском термите (Termes malaccensis). Но личинки скребней и нематоды в теле термитов бывают нередко, а их тонкие покровы прокалывают некоторые гамазоидные клещи.

Читать дальше: Жизнь термитов