Складчатокрылые или веспоидные осы. Семейство: Vespodae = Складчатокрылые или веспоидные осы. Перепончатокрылые.Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые.

Семейство: Складчатокрылые или веспоидные осы

кокон осы Coleomegilla maculata

Хозяин - паразит

Читать дополнительно: Строительная деятельность ос

Отношения между хозяином (Божья коровка Coleomegilla maculata) и его паразитом (оса Dinocampus coccinellae)

Паразитическая оса Dinocampus coccinellae откладывает свои яйца в божьих коровок. Когда из яйца появляется на свет личинка осы, сам хозяин не погибает, а остаётся живым ещё какое-то время, в какой то степени защищая нежную и беззащитную личинку паразита от возможных неприятностей. Иногда такая божья коровка может полностью оправиться от полученной травмы (если не повреждены жизненно важные органы) и вернуться к практически нормальной жизни. Именно по такому сценарию и с таким благоприятным исходом строятся взаимоотношения божьей коровки Coleomegilla maculata и осы Dinocampus coccinellae.

Для многих видов ос паразитизмне в новинку, ряд из них откладывают яйца в различных насекомых и даже в пауков. Вылупившись из отложенного самкой яйца, личинка какое-то время питается парализованным членистоногим-хозяином, являющимся своеобразной «живой консервой». В некоторых случаях поведение жертвы сильно меняется и она зомбифицируется, т.е. превращается в послушного паразиту зомби. Например, паук сплетает в укромном безопасном месте паутину, чтобы личинка осы, покинув тело паука-хозяина, смогла окуклиться в тихой и спокойной обстановке. В качестве наиболее выдающегося примера жертвы-зомби можно вспомнить муравьёв, пораженных ососбыми паразитическими грибами, которые контролируют поведение этих насекомых.

Но в природу случаи зомбирования хозяев редки, а обычно выход личинки паразита на свет, завершается гибелью хозяина из-за полученных им увечий, несовместимых с жизнью... А вот божья коровка остаётся живой ещё какое-то время после выхода из неё осиной личинки. При этом личинка не покидает хозяина а формирует свой кокон между ног божьей коровки, которая, хотя и находится в полупарализованном состоянии, продолжает регулярно подавать признаки жизни, совершая те или иные двигательные акты. Благодаря этому личинка получает дополнительную защиту от своих потенциальных хищников, которые обычно не приближаются и не поедают хорошо им известного жука с едкими и несъедобными внутренностями, о чем их предупреждает яркая и пестрая окраска божьих коровок.

Чтобы выяснить, как Ученые организовали эксперимент, во время которого более 4 тыс. божьих коровок были заражены личинками ос. После того как личинки осы вылезли из тела божьих коровок, их всех разделили на три группы. В первой личинки были отделены от своих жуков-хозяев и они окукливались в одиночку; во второй группе уже как бы ненужные божьи коровки умерщвлялись, но их тела оставляли с окукливающимися личинками ос; и наконец, в третьей группе личинки спокойно формировали кокон на живых божьих коровках. Затем ко всем трём группам подсаживали взрослых хищных златоглазок, которые никогда не прочь полакомиться беззащитной осиной личинкой.

Результаты оказались следующими. Личинка в коконе, расположенном «под надзором» живой божьей коровки, только в 35% становился добычей хищника. А вот если же жук был мёртв, или личинка окукливалась в одиночку, её златоглазки ксъедали в 85–100% случаев. Очевидно, что живые божьи коровки довольно эффективно выполняли свою защитную функцию, даже перестав быть ее живой консервой. Сами божьи коровки не очень долго жили после выхода осиной личинки из их тела, но исследователям удалось выяснить любопытную закономерность: чем дольше божья коровка оставалась живой, тем менее плодовитой была взрослая оса, в которую превращалась личинка. Скорее всего, осам приходилось решать дилемму: либо забрать из хозяина максимум питательных веществ, которые потом позволят отложить много яиц, но при этом жук долго не протянет, либо сделать ставку на безопасность и дать возможность божьей коровке дольше прожить, а значит, дольше защищать личинку и кокон.

Нельзя не упомянуть и о совсем уж удивительной статистике: достоверно установлено, что в 25% случаев божьи коровки полностью приходят в себя после травмы, нанесённой им паразитом, и затем возвращаются к своей прежней жизни, что не очень характерно для подобного рода взаимоотношений...