Большекрылые, вислокрылые, вислокрылки. Отряд: Megaloptera Latreille, 1802 = Большекрылые, вислокрылые, вислокрылки

Отряд: Megaloptera = Большекрылые, вислокрылые, вислокрылки

• Тип: Arthropoda = Членистоногие
  • Класс: Insecta = Насекомые
  • Отряд: Megaloptera Latreille, 1802 = Большекрылые, вислокрылые, вислокрылки
  • Семейство: Corydalidae = Коридалиды, коридалы
  • Семейство: Sialidae = Вислокрылки настоящие, сиалиды

Читать дополнительно: Палочники

Отряд: Megaloptera Latreille, 1802 = Большекрылые, вислокрылые, вислокрылки

ОТРЯД ВИСЛОКРЫЛЫЕ (MEGALOPTERA)

Этот небольшой по числу видов отряд (всего несколько десятков видов) включает насекомых крупного или среднего размера с 4 сетчатыми однотипными крыльями; поперечные жилки крыльев немногочисленные. Усики щетинковидные, многочлениковые (более 40 члеников). Ротовые органы направлены вперед; фасеточные глаза крупные. Все лапки 5-чле-никовые. Личинки вислокрылок живут в воде и дышат растворенным в ней кислородом с помощью жаберных придатков брюшка.

В нашей стране встречаются представители семейства вислокрылок (Sialidae), относящиеся к роду Sialis. Обыкновенная вислокрылка (S. lutaria) черная с желтоватыми пятнами на голове и груди, с темными крыльями; в размахе крыльев достигает 30 мм. Другие роды этого семейства встречаются в Северной и Южной Америке, в Австралии, на Тасмании и Мадагаскаре — такое распространение, а также многие черты строения указывают на большую древность этого небогатого видами семейства.

Вислокрылки в полете очень неуклюжи; чаще всего их можно встретить на растениях и бревнах у берегов водоемов.

В апреле — мае на берегах ручьев и других водоемов происходит размножение вислокрылок, самки которых откладывают компактные кучки продолговатых серых яиц, располагающихся тесно рядом друг с другом, иногда в несколько рядов; яйцо на вершине несет длинный отросток. Выходящая маленькая черная (около 1 мм) личинка устремляется к водоему, в котором и проходит вся ее жизнь. Обитают личинки у дна водоемов, питаясь червями-трубочниками, личинками мотыля и другими беспозвоночными. Живя в воде, личинка не нуждается в подъемах к поверхности, дыхание обеспечивается 7 парами подвижно сочлененных с брюшком длинных членистых отростков. Непарный нечленистый отросток завершает задний конец брюшка. Жизнь личинки длится 2 года — весной на третий год после вылупления выросшая личинка, имеющая длину до 25 мм, выползает из воды, зарывается в почву неподалеку от водоема и в земляной колыбельке окукливается.

В Северной Америке и в южном полушарии, особенно в тропиках, распространены представители другого семейства — коридалы (Corydalidae). Некоторые из них достигают очень крупных размеров. На Юнане и в других частях Юго-Восточной Азии встречается китайский коридал (Acanthocorydalis kolbei), в размахе крыльев достигающий 18 см. У коридалов замечателен половой диморфизм: у самок челюсти по длине такие же, как голова, а у самцов во много раз длиннее. У личинок коридалов и близких к ним хаулиодов (Chauliodes) жаберные выросты имеются на 8 члениках брюшка, а кроме того, у основания первых 7 выростов есть дополнительные пучки жаберных нитей.

На Кавказе у нас встречаются крупные представители этого семейства — палыгары (Palpares libelluloides), у которых на крыльях имеются яркие красные пятна. Личинки пальпаров очень сильные, они справляются не только с мелкими насекомыми, но способны схватить и осилить даже довольно крупных жуков, например волосатого хруща (Anoxia pilosa), значительно более крупного, чем хищник! Личинки не всех видов муравьиных львов сооружают ловушки, многие ползают среди растений, подстерегая добычу.

напоминают златоглазок, темнее окрашены, обычно коричневые, Hemerobiidae. Яйца гемеробии откладывают листья; их похожи личинок шире делают себе чехликов. Питаются тоже тлями, чаще держатся в трещинах коры. связано тем, что сетчатокрылых непереваренные остатки пищи выводятся, а накапливаются течение всего развития. при превращении куколки во взрослое насекомое происходит соединение средней задней кишки, поэтому личинкой выбрасываются уже взрослым насекомым. имеют несколько характерных признаков. Между жвалой нижней челюстью каждой стороны образуется желобок, через который личинка всасывает пищу: наружное пищеварение.

Продолжение: Палочники, привиденьевые