(Настоящие) сетчатокрылые. Отряд: Neuroptera Linnaeus, 1758 = (Настоящие) сетчатокрылые

Отряд: Neuroptera = (Настоящие) сетчатокрылые

Отряд: Neuroptera Linnaeus, 1758 = (Настоящие) сетчатокрылые

Читать дополнительно:Настоящие сетчатокрылые; (2)

ОТРЯД СЕТЧАТОКРЫЛЫЕ (NEUROPTERA-PLANIPENNIA)

Сетчатокрылые — хищные насекомые, во взрослом состоянии имеющие 4 прозрачных сетчатых крыла, иногда бесцветных, часто с пятнами. Обе пары крыльев могут быть одинаковыми или разными.

Разные сетчатокрылые ведут неодинаковый образ жизни и в общем больше отличаются друг от друга по образу жизни и по строению в личиночной стадии, чем во взрослом состоянии.

Личинки сетчатокрылых имеют несколько характерных признаков. Между жвалой и нижней челюстью с каждой стороны образуется желобок, через который личинка всасывает пищу: у личинок сетчатокрылых наружное пищеварение.

Мы сперва проглатываем пищу, а затем ее перевариваем, личинки же сетчатокрылых поступают наоборот: они, схватив добычу (обычно какое-либо мелкое мягкое насекомое), сперва прокалывают ее покровы заостренными жвалами, затем отрыгивают в ранку пищеварительные соки, а затем, как через трубочки, всасывают уже разжиженную пищу.

У личинок сетчатокрылых, многие из которых напоминают по виду личинок жуков, никогда не бывает нижнечелюстных щупиков — по этому признаку даже неопытный собиратель легко может определить принадлежность найденной им личинки к отряду сетчатокрылых. Очень любопытна одна особенность внутреннего строения личинок сетчатокрылых: у них между средней и задней кишкой образуется непроницаемая перегородка.

Это связано с тем, что у личинок сетчатокрылых непереваренные остатки пищи не выводятся, а накапливаются в течение всего развития. Только при превращении куколки во взрослое насекомое происходит соединение средней и задней кишки, и поэтому непереваренные личинкой остатки пищи выбрасываются уже взрослым насекомым.

В задний отдел кишечника личинок открываются мальпигиевы сосуды, выделения которых имеют вид шелковистых нитей, используемых для изготовления кокона при окукливании.

Одно из самых древних семейств — Dilaridae — характеризуется тем, что у самцов усики гребенчатые, а у самок крылья слаборазвитые и имеется длинный вытянутый яйцеклад. Эти отдаленно напоминающие небольших неуклюжих стрекоз насекомые распространены во всех частях света в теплых местностях, но везде немногочисленны. У нас в Крыму и на северо-западе Кавказа встречается турецкий дилар (Dilar turcicus), длинные мелкие личинки которого живут в почве и охотятся на личинок долгоносиков и других нежных насекомых. Очень сходная личинка американского вида Nallachius americanus живет в ходах в древесине. Несколько видов обитает в почве Средней Азии.

В почве же развиваются личинки распространенных в песках Австралии ито-нид (семейство Itonidae), напоминающие по внешности личинок хрущей, которыми и питаются. Сходство с личинками хрущей объясняется сходным способом передвижения в почве этих неутомимых хищников.

От жизни в почве личинки некоторых представителей сетчатокрылых перешли к жизни по берегам водоемов. У берегов водоемов под камнями и даже просто в воде встречаются несколько похожие на личинок диларов личинки осмилов (Osmylus chrysops, семейство Osmylidae).

У личинок осмилов имеются мелкие дыхальца, но они могут дышать не только в воздушной среде, но и растворенным в воде кислородом, поступающим через поверхность довольно нежных покровов. Эти пронырливые, юркие, в полном смысле слова земноводные личинки бегают то по дну, то по влажному берегу, отыскивая доступную добычу — личинок мух, мелких червей и т. п. После перезимовки личинка оставляет воду и окукливается среди прибрежного мусора. Вылетающие осмилы отличаются темной окраской тела и грязнопятнистыми крыльями. Медленно летают они около водоема, откладывая у берега овальные белые яйца, из которых через 5—6 дней выходят личинки, устремляющиеся к влаге.

Продолжение: (Настоящие) сетчатокрылые