Гнездо птицы.Птичьи гнезда. Разнообразие и строение гнезд. Размножение. Песни, Миграции. Рекорды птиц. Полет птиц. Интересные факты из жизни птиц.

О птичьих гнездах

Читать дополнительно: * Гнезда птиц * Гнезда

Перейти в оглавление раздела: Строительная деятельность животных

Зачем птице гнездо?

Обычно отвечают просто: это птичий дом. Ответ справедлив лишь в отношении немногих птиц, для большинства же гнездо - временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается их потомство. У мелких певчих птиц гнездо бывает занято приблизительно в течение месяца: до вылета птенцов из гнезда.

Чтобы кладка яиц всегда располагалась компактно в середине гнезда, его дно должно быть закругленным. А чтобы лучше сохранить тепло насиживающей птицы, размеры гнезда должны соответствовать ее величине. В сохранении тепла - важнейшее назначение гнезда. Однако есть птицы, которые выводят потомство и без гнезда.

В Австралии и на островах Юго-Восточной Азии живут примитивные птицы-большеноги, или сорные куры. Они не строят гнезд. Некоторые из них отправляются пешком на морское побережье, иногда за 30 километров, где откладывают и закапывают в песок одно яйцо. Через несколько дней путешествие повторяется ради второго яйца, так же и для последующих. Птенцы не знают родителей и, появившись на свет, шагают к родному лесу.

У выводковых птиц гнездо устроено просто. У куриных чаще всего это небольшая ямка в земле, выстланная травинками, пером или другим мягким материалом. Когда выводятся птенцы, самки уводят их от гнезда, едва те успевают обсохнуть.

Значительно сложнее гнездовья и жизнь у птенцовых птиц. Их беспомощные малыши, способные только поднять вверх голову на тонкой шейке и открыть огромный рот, долго будут холоднокровными, и самка время от времени должна их обогревать. Поэтому у них маленькое гнездо, которое самка может полностью закрыть своим телом. Но птенцы растут, перед вылетом они достигают размеров родителей, а по весу могут даже превосходить их. И птенцы уже не могут поместиться в гнезде, приспособленном для одной птицы. Здесь обнаруживаются замечательные технические особенности гнезд; они могут увеличиваться в размерах, не меняя формы и прочности.

Гнездо зяблика, например, растягивается, увеличиваясь в два и более раза: снаружи гнездо обтянуто эластичным слоем лишайников, скрепленных паутиной. У других гнезд (коноплянки, щегла, лесной завирушки) есть толстый слой мягкой выстилки в боковых стенах, птенцы уплотняют его и расширяют гнездо. Гнезда дроздов слеплены из глины, и, казалось бы, расширить их невозможно. Однако эти гнезда имеют внутри по бортикам слабо закрепленную выстилку из травинок, которая временно уменьшает диаметр лотка. Потом птенцы затаптывают эту выстилку, и гнездо становится мельче, но шире. Есть гнезда неизменных размеров, например, лепное гнездо городских ласточек. Но у этих птиц и неизменное число птенцов - всегда четыре.

Когда птенцов очень много, более шести, изменяется и сам принцип гнездостроения - птица становится дуплогнездником. Гнездовой материал покрывает все дно дупла, и в нем устроен маленький лоток для насиживания. Подросшие птенцы затаптывают лоток и располагаются по всей площади дупла.

Гнезда птиц чрезвычайно разнообразны по размерам, конструкции, материалу и месту расположения.

Интересно гнездо иволги. Оно подвешено высоко в развилке тонкой ветки, которая немного наклоняется под тяжестью птицы. Иволга всегда выбирает ветку с запасом наклона. Она примет горизонтальное положение, когда в гнезде будут взрослые птенцы. Это, конечно, не расчет птицы, а инстинкт, выработанный отбором, ценою гибели птенцов, выпавших из слишком наклоненных гнезд.

Пеночки делают на земле гнезда-шалашики с боковым входом. Крапивник строит гнездо из зеленого мха и сухих листьев папоротника. Пожалуй, это самый теплый растительный материал, который можно найти в лесу.

Гнездо длиннохвостой синицы по форме такое же яйцеобразное, как и у крапивника, с боковым летком в верхней части, но сделано еще искуснее и из другого материала. Самец носит его, самка строит. Каркас гнезда сплетен из растительных волокон, скрепленных паутиной. Здесь это важный строительный материал. Сетка каркаса густо выткана клочками мха, растительной ваты, коконами насекомых. Снаружи гнездо покрыто чехлом из лишайников, скрепленных паутиной. Главный теплоизолятор гнезда - его внутренняя выстилка, огромное количество перьев.

И все-таки самое замечательное в чудо-гнезде не это. В кладке длиннохвостой синицы - 10 - 12, а то и 14 яиц. Как же помещается дюжина птенцов в гнезде перед вылетом? Оказывается, гнездо растягивается как резиновое, и эту эластичность придает ему паутина, скрепляющая все детали.

Крошечный ремез - лучший ткач среди европейских птиц. Гнездо, подвешенное на тонкой ветке над водой, самец искусно сплетает из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Птица плетет мягкую и в то же время теплую и прочную ткань. Белое гнездо имеет форму мешка или сумки с большим боковым отверстием сверху. Постройка длится около двух недель. Если самец привлечет своей песней и удобным помещением самочку, то она достраивает к гнезду вход в виде короткой трубки, и гнездо издали становится похожим на рукавицу. Самец строит для себя второе, "холостое гнездо. Его легко отличить от семейного, так как оно остается без пристроенного летка.

Все в жизни мелких птиц направлено на то, чтобы спрятать гнездо. Когда выводятся птенцы, самочка уносит в клюве скорлупки подальше от гнезда. Птенцы сидят в гнезде тихо.

Но у большого пестрого дятла все не так, он не боится врагов. Птица могучим клювом выдалбливает дупло в дереве с подгнившей в середине древесиной. Птенцы сидят в своей деревянной крепости, не доступные ни наземному, ни крылатому хищнику - в леток никто из них не пролезает.

А вот у черного дятла, хоть он много больше и сильнее большого пестрого, птенцы сидят в дупле молча: куница свободно пролезает в четырехугольный леток крупной птицы.

Если можно назвать гнездо птицы домом, то скорее всего это относится к дятловым дуплам. Дятлы не только выводят в них птенцов, но используют их и для ночлега в течение всего года. Да и многие другие птицы охотно проводят в них морозную ночь.

Издавна люди стремились помочь птицам гнездиться, Но научились лишь привлекать птиц-дуплогнездников в искусственные гнездовья - долбленые, высверленные, склоненные из досок или отлитые из опилко-бетона.

Но чтобы гнездовья заселили такие птицы, как синицы, мухоловки, горихвостки и некоторые другие, нужно до мелочей знать их потребности и привычки. Например, очень важно учитывать освещенность гнездовья: муколовка-пеструшка заселяет только гнездовья, светлые внутри, и потемневшие от времени домики остаются пустыми. Но стоит их побелить внутри, как снова охотнее, чем новые, их заселяют эти птицы. Большие синицы, наоборот, предпочитают полумрак в гнезде, для них приходится новые гнездовья из досок внутри красить темной краской.

Исследование особенностей гнездования птиц может иметь большой практический интерес, например, при использовании пернатых как защитников растений от вредителей.