Голос и пение птиц. Голос птиц: пение птиц, песни птиц. Поведение и экология птиц

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Голос и пение птиц

Фото Перейти в оглавление раздела: * О песенных талантах птиц

* Раскрытые тайны из жизни птиц

...Среди ударных способов образования звуков наиболее сложный использует дятел, барабанящий по сухой резонирующей древесине. Разные виды дятлов барабанят с разной частотой, используя барабанную дробь в качестве видового опознавательного, территориального и брачного сигналов.

Фото

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что большинство жизненных ситуаций озвучивается вне зависимости от того, хочет этого сама птица или нет. Так бег и прыжки по ветвям и поверхности почвы почти всегда сопровождаются шорохом, так же как передвижение среди густой листвы и кустарников.

Общепризнанной классификации голосовых реакций птиц пока не существует. Используют до 400 различных терминов, описывающих звуки, издаваемые птицами с помощью дыхательного голоса. Один и тот же тип голосовой реакции может использоваться для разных целей, особенно если комбинируется с другими сигналами. В то же время функционально различные звуки в сочетании с другими сигналами в похожей экологической ситуации могут приобретать сходное сигнальное значение. Так, у американского кеклика крик «шукура... шукара» издается и при выражении угрозы, и при поисках партнера, и при собирании членов стаи. В каждом случае для человеческого уха он звучит одинаково, хотя птицы улавливают соответствующую разницу.

Часть звуков, производимых птицами, являются врожденными, а другие заучиваются при прослушивании голосов и звуков (в том числе и техногенных) в окружающей среде.

Это заимствование особенно интенсивно происходит в начальный период жизни птицы, но в какой-то степени продолжается всю оставшуюся жизнь. Любители птиц, содержащие дома попугаев, хорошо знают, что их питомцы, научившиеся в молодости имитировать несколько слов, позднее пополняют свой запас все новыми и новыми звуками, подражая не только своему хозяину, но и голосам живущих вместе с ним других клеточных птиц, кошек, собак, телевизору, радио и т.д. Скворцы и жаворонки, обитающие в природных условиях, подражают звукам автомобильных моторов, бензопилы, скрипу колодезного механизма, насосу и т.д.

Благодаря заимствованию голоса разных особей, принадлежащих одному и тому же виду, различаются индивидуально, что имеет большое значение в формировании и поддержании семейных отношений. Так, например, различия в пении самцов зябликов, представляющих отдельные пары, улавливает даже человеческое ухо. Птичий же слух, значительно более совершенен, чем человеческий.

Действительный объем звуковой сигнализации птиц, по-видимому, насчитывает сотни и даже тысячи различных звуков. Так среди содержащихся в квартирах волнистых попугайчиков встречаются особи, способные с высокой точностью воспроизводить более 1500 человеческих слов. Даже у молчаливых птиц, таких как сериема (журавлеобразные), человеческое ухо выделяет до 170 отдельных звуков. У представителей отряда воробьинообразных, например, у зарянки в пении можно насчитать около 250 различных слогов и 2500 более дробных подразделений, называемых мотивами.

Для изучения физических характеристик голоса птицы используется сонограф – прибор, позволяющий графически отображать диапазон издаваемых частот (вертикальная шкала на рис. 3) и его изменение во времени (горизонтальная шкала). Сонограммы позволяют получить общее представление о «словаре» птицы.

Так, на рис. 3 изображены основные категории сигналов зяблика. Как видно, его репертуар представлен прежде всего песней (А). Кроме того, в «словарь» зяблика входят: сигнал взлета («тюп») – (Б); социальный сигнал («чиньк») – (В); агрессивный сигнал («бьюз») – (Г); сигналы ухаживания («ксип», «чирп», «сиип») – (Д, Е, Ж); сигнал попрошайничества гнездового птенца («сиип») – (З); сигнал попрошайничества слетка («чирруп») – (И); сигнал тревоги молодой птицы («тью») – (К); сигнал тревоги (вверху – «сип», внизу – «хьют») – Л; подпесня – (М).

При этом песня делится на «слоги» (или «ноты») и более дробные подразделения – «мотивы». Песня зяблика, например, содержит 2–3 слога, в каждом из которых 5–9 отдельных мотивов.

В отличие от других сигналов, издаваемых птицами, песня характеризуется полифункциональностью, индивидуальной и географической изменчивостью. Пение представляет собой сложную категорию, включающую звуки разного биологического значения. Так, например, говорят о территориальной песне, осенней песне, песне ухаживания, боевой песне, рекламной песне, песне-одиночке, песне молодых и т.д. Обращает на себя внимание частая повторяемость песни и ее продолжительность (в отличие от позывов). Так, например, зеленая пеночка в июньский день исполняет 2340 песен, лесной конек – 3377, пеночка-теньковка – 2860. Если длительность отдельных позывов, как правило, не превышает 0,02–0,5 с, то длительность песни может колебаться от секунды (обыкновенная каменка, короткопалая пищуха) до нескольких секунд (щегол, пеночка-трещотка) и даже минут.

Наиболее длительная песня у имитаторов (пересмешек, болотных камышевок), комбинирующих ее из чужих заимствованных звуков. Длительное пение черного и певчего дроздов связано с тем, что оно исполняется с большими внутренними паузами. Любители птиц интерпретируют пение певчего дрозда следующей речевой фразой: «Филипп... Филипп... Петрович... Петрович, пойдем... пойдем... чай пить... чай пить... с сахарром... с сахарром...» Оставляя точность этой интерпретации на совести авторов, отметим, однако, что она близко соответствует структуре пения этого вида.

Но вернемся к репертуару зяблика. Завершает его песню эффектный слог, называемый «росчерком». Росчерк не всегда включается в пение, и, кроме того, его характер может меняться от песни к песне, а у разных самцов эти различия еще более заметны......

Читать дальше: Голос птиц.

РАЗДЕЛЫ
САЙТА