Семейство: Gavialidae = Гавиалы

Семейство: Gavialidae Huxley, 1860 = Гавиалы

Монотипическое семейство. Единственный рецентный вид в недавнем прошлом имел широкий ареал, но сейчас населяет лишь некоторые районы Южной Азии.

Род: ГАВИАЛЫ = GAVIALIS OPPEL, 1811

В роде один вид: гангский гавиал G. gangeticus, включенный в Красную книгу МСОП и Приложение I Конвенции о международной торговле.

Вид:Gavialis gangeticus (Gmelin, 1789) = Гангский гавиал

Редкий вид, подвергающийся опасности исчезновения.

Крупный крокодил, достигающий длины 6,6 м. Имеет очень длинное и узкое рыло, что связано с адаптацией к рыбоядному образу жизни. Длина морды превышает ширину у основания в 3—5,5 раза. Рост морды в длину особенно интенсивен в первые два года жизни. Окраска спины бурая, темно-зеленая, брюхо желто-зеленое (см. рис. 193,2; цв. табл. VI, 2).

Населяет Индию, Бангладеш, Непал и Пакистан. Ареал в основном ограничен речной системой бассейнов рек Инд, Ганг и Брахмапутра. На юге области распространение доходит до бассейна Маханади в штате Орисса в Индии. Известны также находки этого вида в р. Манас (приток Брахмапутры на границе Индии и Бутана), которые в настоящее время не подтверждаются. Есть нуждающееся в уточнении сообщение о нахождении гавиала в р. Каладан (западная Бирма). В XIX — начале XX в. в южном Бутане и западной Бирме гавианы были, но в наше время практически исчезли. Почти полностью уничтожены  они также в Пакистане и Бангладеш, где осталось в общей сложности, видимо, не более 50 особей. Популяция в Непале насчитывает всего 65—70 особей.

Излюбленные местообитания — это глубокие быстротекущие реки с чистой водой и высокими берегами, не избегает глубоких пойменных озер с песчаными берегами, удобными для баскинга и гнездовий. У взрослых гавианов ярко выражен хоминг. Индивидуальные участки самцов тянутся вдоль берегов рек на 12—20 км, самок — на 10—12 км.

Питается преимущественно рыбой, но при случае поедает птиц, млекопитающих, иногда трупы, в том числе людей, которых по древним традициям хоронят в водах священной р. Ганг.

Сезон гнездования в марте — апреле. Гнездо самки выкапывают в песчаных берегах рек. В подготовленное гнездо откладывается 16—60 яиц (максимально до 90). Яйца эллиптические размером 65—70 X 85—90 мм. Размер кладки зависит от величины самки и условий сезона. Период инкубации обычно длится 83— 94 дня, но известны и сроки в пределах 76—105 суток. Самки защищают место гнездовий, помогают выходу из яиц молодых и еще несколько месяцев охраняют в воде новорожденных.

Изменение природных местообитаний, хищнический промысел и гибель в рыболовных сетях привели вид к .критическому состоянию. Большинство популяций угнетены. Наиболее сохранившиеся дикие популяции известны в Индии. Они поддерживаются сбором в природе яиц, их искусственной инкубации и выпуском молодняка в местах с сохранившимися первозданными биотопами. Правительственный проект сохранения гавиала был принят в Индии в 1975 г. В 1977 г. здесь были выпущены первые молодые гавиалы. Сходный проект в Непале начал осуществляться с 1978 г. в Национальном парке Ройал-Читаван. Здесь при слиянии р. Рапти и р. Руе охраняются оптимальные биотопы для гангского гавиала и болотного крокодила. Высказываются оптимистические прогнозы на восстановление вида.

Семейство Гавиалы (Gavialidae) :Гангский гавиал

Включает единственный современный род Gavialis с единственным видом — гангским гавиалом (G. gangeticus). Морда длинная и узкая, ее длина превышает ширину в основании в 3—5,5 раза. Боковые края морды параллельны, задняя часть черепа резко расширена. Огромные верхние височные ямы превышают размером глазницы. Носовые кости отделены от предчелюстных верхнечелюстными. Передний конец морды расширен, на нем у самцов расположен своеобразный придаток из мягких тканей, несколько напоминающий индийский глиняный горшок — ghara, откуда и название рода (ґавиал — испорченное «ghVerdana»). Зубы длинные, тонкие и острые; их не менее 27 в верхней и 24 в нижней челюсти. Зубы расположены несколько косо — вершинами вперед и вбок. Скуловая кость не уплощена, как у других современных крокодилов, и заглазничный столб укреплен на ней сверху, а не медиально. Достигает в длину 6,6 м. Окраска спинной стороны темная, буро-зеленая, брюхо желто-зеленое.

Распространен на п-ве Индостан и в Бирме в речных системах Инда, Ганга, Маханади, Брахмапутры, Колодана.

Хотя основная пища гавиала — рыбы, которых крокодилы схватывают боковым движением головы, он кормится также птицами и мелкими млекопитающими. Пожирают гавиалы и трупы, в том числе людей, которых по старинному обычаю хоронят в водах священной реки Ганг. Для живых людей эти крокодилы неопасны, несмотря на крупные размеры.

Самки закапывают в песок на отмелях более чем по 40 яиц.

Гавиал — самый специализированный из крокодилов.Характерной его особенностью является очень узкая и длинная морда, похожая только на морду псевдогавиала (Tomistoma schlegelii). Её длина превышает ширину в 3—5,5 раза. Очертания морды меняются с возрастом — у взрослых особей она удлиняется и становится тоньше. На конце морды у взрослого самца растёт своеобразный придаток из мягких тканей, напоминающий индийский глиняный горшок, который называется «ghara», отсюда индийское название вида — «ghVerdana». Он является резонатором, благодаря которому гавиал на выдохе издаёт громкое гудение «бззз».

Длинные челюсти появились у гавиала в результате приспособления к питанию рыбой. Зубы у него длинные, тонкие и острые; расположены несколько косо — вершинами вперёд и вбок. Гавиал — второй по величине после гребнистого крокодила (Crocodylus porosus): самцы достигают длины 6-6,5 м, самки — до 3 м. Окраска спины у гавиала тёмная, буро-зелёная, брюхо жёлто-зелёное.

Распространение

Ареал распространения гавиалаАреал гавиала исторически охватывает северную часть полуострова Индостан: он встречается на территории Бангладеша (близок к исчезновению), Бутана (возможно, исчез), Непала, Мьянмы (возможно, исчез), Пакистана (возможно, исчез), Индии. Обитает в бассейне рек Брахмапутра (Бутан, Индия), Инд (Пакистан), Ганг (Индия и Непал), Маханади (Индия), известны небольшие популяции на реках Каладане и Иравади в Мьянме.

Образ жизни

Большую часть времени гавиал проводит в воде, предпочитая держаться спокойных участков на глубоких быстротекущих реках. В отличие от других крокодилов он плохо приспособлен к передвижению по суше — его ножные мускулы не способны поднять тело. Гавиал может только ползать, скользя по поверхности брюхом, но при необходимости способен развивать умеренную скорость. В воде он, напротив, самый быстрый и проворный из крокодилов благодаря благодаря хорошо развитому хвосту и широким перепонкам на задних лапах. Покидает воду гавиал только ради солнечных ванн и в сезон размножения.

Молодые гавиалы питаются беспозвоночными (насекомыми, ракообразными) и лягушками. Взрослые охотятся преимущественно на рыбу, в чём им помогают тонкие челюсти, встречающие небольшое сопротивление воды и придающие большую манёвренность. Острые зубы хорошо удерживают скользкую рыбу, которую гавиалы обычно хватают быстрым движением головы из стороны в сторону. Лишь самые крупные особи кормятся также птицами, крабами, змеями и мелкими млекопитающими, подходящими к воде на водопой.

Людоедство

В желудках гавиалов иногда находят останки человека и драгоценные камни. Объясняют это тем, что гавиалы заглатывают останки кремированных тел, которых по старинному обычаю хоронят в водах Ганга. Таким же способом к ним попадают и драгоценности, которые гавиалы заглатывают для балласта и в качестве гастролитов — камней для перетирания пищи в желудке. Для живых людей эти крокодилы неопасны, несмотря на крупные размеры.

Размножение

Самки достигают половой зрелости при длине 3 м, в возрасте ок. 10 лет. Самец имеет гарем из нескольких самок, который охраняет от других самцов. Брачный период продолжается с ноября по январь. Откладка яиц происходит с марта по май во время сезона засухи, когда обнажаются песчаные берега. Самка роет яму примерно в 3-5 м от воды, откладывает яйца (как правило, ночью) и закрывает их растительным материалом. Каждое яйцо весит до 160 граммов — больше, чем у других крокодиловых; яиц всего 35-60. Самка каждую ночь возвращается к гнезду. Через 60-80 дней инкубации вылупляются детёныши, которых мать не переносит в воду, поскольку её челюсти для этого не приспособлены. Однако она продолжает заботиться о молодых в течении нескольких недель.

Статус популяции

Гавиал считается одним из самых редких крокодиловых и внесён в Красную книгу МСОП с категорией находящийся под угрозой исчезновения (Endangered). В 1970-х гг. он был близок к полному исчезновению из-за сокращения мест, пригодных для его местообитания, сокращения рыбных запасов и хищнического истребления. Гавиалы также часто погибают, запутываясь в рыбацких сетях. Их яйца до сих пор собирают для медицинских целей, а на самцов охотятся ради наростов на носу, которые считаются афродизиаками.

В Индии были разработаны программы по сбору яиц и разведению гавиалов в неволе на крокодиловых фермах; в 1981 г. первая партия животных была выпущена на волю. Если в 1975 г. насчитывалось всего 70 особей, сейчас их популяция в Индии оценивается в 1500 голов. К сожалению, из 40 молодых гавиалов в природе только 1 достигает зрелости. http://ru.wikipedia.org/