Любопытные факты о земноводных, жабы, лягушки, тритоны, червяги. Протей, амбистома, углозуб, сирен, земноводные бесхвостые, саламандры, жабы, квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Биология и экология земноводных

Любопытные факты о земноводных

В процессе эволюции амфибии (Amphibia) приобрели легкие, которые заменили им жабры. Для жизни на суше земноводным прежде всего потребовалось обзавестись легочным дыханием. Для обеспечения обмена веществ земноводным потребовалось обзавестись первичными почками. Их кожа снабжена железами, первичными почками, которые вырабатывают секрет, препятствующий высыханию. Появились подвижные веки, защищающие глаза от высыхания и загрязнения; развились более сложные, чем у рыб, органы слуха и обоняния. Глаза амфибий имеют способность видеть под водой. Барабанная перепонка защищает среднее ухо.

Жизнь в пограничной зонеТаким образом, земноводные запечатлели в себе самый длительный в истории жизни на суше опыт борьбы за существование. Это привело к универсальности их анатомии и физиологии, обеспечив уникальную приспособленность к жизни в пограничной зоне.

ФотоДревнейшая амфибияIchthyostega (первое четвероногое) была найдена в Гренландия, ее предполагаемый возраст 350 000 000 лет.

Первые амфибии появились в палеозойскую эру. Развитие Земли разделено на пять промежутков времени, которые называются эрами. Первые две эры, археозой и протерозой, длились 4 миллиарда лет, то есть почти 80% всей земной истории. Во время археозоя произошло образование Земли, возникли вода и кислород. Около 3,5 миллиардов лет назад появились первые крохотные бактерии и водоросли. В эпоху протерозоя, около 700 лет назад, в море появились первые животные. Это были примитивные беспозвоночные существа, например черви и медузы. Палеозойская эра началась 590 миллионов лет назад и продолжалась 342 миллиона лет. Тогда Землю покрывали болота. Во время палеозоя появились крупные растения, рыбы и земноводные. Мезозойская эра началась 248 миллионов лет назад и длилась183 миллиона лет. В это время Землю населяли огромные ящеры динозавры. Появились также первые млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра началась 65 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В эту пору возникли растения и животные, которые окружают нас сегодня.

Сколько их:В настоящее время описано порядка 5625 видов амфибий (на май 2004), из которых 4937 видов относятся к отряду бесхвостых Anura (лягушки и жабы), 520 – к отряду хвостатых Caudata (тритоны и саламандры), и 168 - червяги (Gymnophiona). Список видов постоянно пополняется, и с 1985 он увеличился еще на 35%.

В то же время популяции свыше 200 видов амфибий значительно сократили численность. 32 вида полностью исчезли. Причина – деградация местообитаний, экологические проблемы. Потепление климата и гибель в результате инфекционных болезней – другая причина.

В России обитают 6 видов хвостатых и 22 вида бесхвостых земноводных: отряды хвостатые (Caudata = Urodela) — тритоны и саламандры и бесхвостые (Anura) — лягушки и жабы.

Древние амфибии мелового периодаВ меловом периоде жили парейазавры (пресмыкающиеся, напоминающие земноводных), длиной 3 м, которые обитали в Европе, Африке, Китае.

Тогда же жили и лабиринтодонты (многочисленная группа земноводных), длиной 5 м, среди которых имелись как наземные, так и водные животные.

Самые многочисленные…Род лягушек Eleutherodactylus является самым большим родом среди позвоночных, но широкой публике он мало известен. В него включено более 500 видов, число которых с каждым годом увеличивается по мере описания новых видов. Все они распространены в тропической зоне Америки, ряд видов встречается во Флориде, Техасе и Аризоне. Из них наиболее известна Eleutherodactylus coqui, живой символ Пуэрто Рико.

Тритоны и саламандры являются, главным образом, обитателями влажных мест умеренной зоны Северного полушария. Они наиболее похожи на своих (и наших) предков, вышедших на сушу первыми. В этом отряде наиболее многочислен род перепончатолапых саламандр Bolitoglossa, включающий более 80 видов. Они встречаются в Мексике, а также Центральной и Южной Америке.Это полностью наземные животные, живущие в лесах. Наиболее известен вид Bolitoglossa pesrubra, из Коста-Рики.

Читать дальше: Любопытные факты о земноводных