Насекомоядные. Insectivora. Насекомоядные.

Отряд: Insectivora = Насекомоядные

Отряд: Insectivora Bowdich, 1821 = Насекомоядные

Читать дополнительно: Насекомоядные (популярно)*Насекомоядные (общее знакомство)

Осенний лес после звонкого летнего хора птичьих голосов всегда кажется притихшим - и в ясную погоду, и под немолчный шум мелкого моросящего дождя. Только шелест опавших листьев и шорох сухой травы под ногами нарушают тишину. Несложная песенка зарянки, треск дроздов-рябинников да крик ворона... и снова тихо. Однако это обманчивая тишина и внешнее спокойствие - кругом все полно жизни и движения, ведь осень - очень ответственная пора в сезонном цикле природы. Лесные жители усиленно готовятся к зиме.

Кто ходит в лес осенью? Грибники-ягодники и охотники. Они ищут и видят только то, за чем пришли. Из явлений природы обычно замечают такие, которые нельзя не заметить: снегопад - зимой, разлив - весной, нашествие комаров - летом. Для них самое заметное отличие осени от весны и лета - стало меньше птиц, меньше громких песен. Да еще - в багрец и золото окрасились леса...

Ну а чтобы увидеть скрытую, тайную жизнь леса и его обитателей, нужно смотреть очень вниматель но - по сторонам, под ноги. Надо не пожалеть времени остановиться и прислушаться к шорохам, пошевелить опавшую листву. Многие ли знают, например, что лесная подстилка - одно из самых важных звеньев в лесной экосистеме - в биоценозе леса. Подстилку населяют многочисленные удивительные существа, очень разнообразные по своему внешнему облику, привычкам и повадкам, принадлежащие к различным типам, классам, отрядам животного мира.

Ученые на основании общности места обитания и образа жизни выделяют в особую группу всех животных, населяющих самый нижний лесной "этаж". И эта группа называется почвенной фауной. Входят в нее и совсем микроскопические существа, и животные "посолиднее" - насекомые, пауки, многоножки, земляные черви. Обитают в лесной подстилке даже млекопитающие - грызуны и насекомоядные.

Из почвенных насекомоядных наиболее известны всем кроты - неутомимые копатели туннелей, рьяные охотники на беспозвоночных. Самого крота живьем видели, конечно, не многие читатели, зато уж кротовины - холмики земли на опушках леса, на дачных участках трудно не заметить. (Хотя кротовины легко можно спутать с земляными холмиками, которые оставляет водяная полевка - другой обитатель самодельных подземелий в почве и лесной подстилке.)

А землеройки совсем малоизвестны. Это очень маленькие насекомоядные млекопитающие, живущие скрытно от глаз человека - под опавшими листьями, во мху и траве, в кучах валежника. Длина тела землероек 5-10 см, а вес всего от 2 до 15 граммов. Если речь идет о крупном виде, то это землеройки весом аж целых 25 граммов!

Все землеройки похожи на мышей. Глазки у землероек совсем мелкие - даже не как бусинки, а как бисер. Мордочка вытянута в длинный острый и подвижный хоботок, ушки еле заметны. Мех короткий, ровный - "бархатистый", фактурой похожий на кротовый, только более нежный. Вообще, при ближайшем рассмотрении зверьки эти более сходны по фамильным чертам не с мышами, а со своими родственниками - кротами и могерами, ежами и выхухолями, прыгунчиками и тенреками.

Всего в семействе землеройковых около 20 родов, в нашей стране - 5. В роду бурозубок, например, - около 10 видов. Почему "около"? Потому что ученые, изучающие систематику землероек, не пришли (и похоже, не скоро придут) к общему мнению - сколько же их, этих самых видов, и чем они отличаются друг от друга. Простим их, ученых. Зверьки такие маленькие, различных систематических признаков у них так мало, повадки и привычки зверей в природе изучать очень сложно.

Вот русские имена родов наших землероек: уже упомянутые бурозубки, белозубки, куторы, путораки и даже - многозубые белозубки. Звучит, пожалуй, странновато.

У бурозубок вершины и жевательные поверхности зубов (которых на верхних и нижних челюстях насчитывается 32) действительно окрашены в красновато-бурый цвет. А у белозубок все зубы сплошь белые и зубов меньше - обычно 28, реже 26. Можно различать этих землероек по хвостам и ушам. Хвостик бурозубок покрыт ровными однообразными волосами, а ушки не выступают над уровнем меха, покрывающего голову. У белозубок, напротив того, на хвосте сверху и с боков торчат редкие длинные волосы, а ушные раковины всегда выдаются над уровнем меха.

Хотя землеройки и называются землеройками, землю-то они как раз и не роют - слишком мелки и нежны. Лапки у них пятипалые, причем ладони короче и уже, чем ступни (можно для сравнения взглянуть на мощные передние "лопаты" кротов и могер - вот это настоящие землерои!). Не только роют, но даже и бегают землеройки не очень шустро. Но, к счастью для них, они так малы, что легко находят укрытие под корой поваленных деревьев, в сгнивших пнях, под кучами валежника, в чужих норах. Свой корм зверьки активно разыскивают в толстом слое листовой подстилки, вообще - под любыми укрытиями.

Землеройки - известные обжоры, у них очень интенсивный обмен веществ, причем, чем мельче зверек, тем обмен активнее. Они легко съедают за сутки корма общим весом в 2-4 раза больше собственного веса, а корм этот высококалорийный: насекомые и другие беспозвоночные. Крошечная бурозубка (это название вида), например, спит по 70-80 раз в сутки, зато и кормится до 120 раз. Оставленная без корма бурозубка погибает очень быстро - через 7-10 часов, самое большее - через сутки.

Благодаря своим размерам и аппетитам землеройки - весьма полезная для человека группа млекопитающих. Они уничтожают огромное количество насекомых (в их числе много несомненно вредных). Причем охота на вредителей идет во все сезоны года и в местах, труднодоступных для насекомоядных птиц - под снегом, под валежником, камнями, под опавшими листьями, в глубине нор. Численность землероек в некоторые сезоны бывает довольно высокой.

Названия бурозубок, как правило, не сильно оригинальны: гигантская, обыкновенная, средняя, малая, крошечная и так далее. Несмотря на то, что бурозубки никому не мешают и не являются объектами промысловой или спортивной охоты, все-таки два вида из-за своей редкости были занесены в Красную книгу еще в 1984 году.

Во-первых, это гигантская бурозубка - и в самом деле великан среди землероек, длина тела достигает почти 10 см, да еще хвост 4-5 см. Встречается она у нас только в Южном Приморье, в широколиственных и хвойно-широколиственных лесах. Причем "встречается" - это громко сказано. Она была найдена в трех точках: в заповеднике Кедровая Падь, Судзухинском и на юге от озера Ханка. Особенности экологии не изучены, но ученым уже понятно, что особенно большой вред гигантской бурозубке приносит уничтожение мест ее обитания, то есть дальневосточных лесов. Поэтому и охранять ее можно только в комплексе со всеми остальными животными и растениями этих заповедников.

Второй редкий представитель бурозубок - бурозубка бухарская. Она тоже была внесена в Красную книгу СССР. Места ее обитания - горный Бадахшан: хребты Петра Первого, Мазарский и Гиссарский. Заповедников там не было и раньше, тем более нет сейчас. Скажем только, что до 1954 года этот зверек был известен ученым всего по одному-единственному экземпляру, найденному еще в 1911 году в долине реки Диван-Су. После 1954 года было поймано и изучено еще два-три десятка бухарских бурозубок. Обитают они в березовых и тополевых редколесьях и зарослях арчи на высоте 2-3 тысяч метров над уровнем моря. В сутки зверек съедает 9-10 г корма (а гигантская бурозубка - целых 30 г).

Землеройки белозубки - тоже очень интересная группа животных. Они обитают на открытых ландшафтах степей, полупустынь, пустынь и гор. Белозубки редко встречаются в лесах средней полосы. Их, так же, как бурозубок, насчитывается в нашей стране около 7 видов: большая и малая, бурая и серая, белохвостая и белобрюхая, а также сибир-ская белобрюхая.

Отдельно упомянем о карликовой белозубке из "гордого" рода многозубых белозубок (у обычных белозубок 28-26 зубов, а у многозубой - все 30). Это самое маленькое из ныне живущих млекопитающих: длина тела 40- 45 мм, вес около 1,2-1,7 г. Любители занимательной калькуляции могут легко посчитать, сколько карликовых белозубок по весу равны - одному быку, одному слону или одному киту (скажем, голубому полосатику весом 100 тонн). Страшно представить! Впрочем, многозубых карликовых белозубок у нас тоже уже нет, а вот в СССР они встречались в Закавказье и в Туркмении.

А кто такие путорак и кутора? Это тоже землеройки. Пегий путорак от всех остальных землероек отличается своеобразной окраской: вся нижняя сторона тела и головы, бока, лапы и хвост - чисто-белые. Верх головы и спина - серые, посередине спины - большое белое пятно. Живет путорак среди сыпучих и слабозадерненных барханных и угристых песков. На поверхность выбирается только ночью. Хорошо роет и может быстро зарываться в песок, а вот бегает плохо. Поэтому часто становится добычей ночных хищников. В России встречается в песках в низовьях Волги.

А водяная кутора - совсем замечательный зверек. Это как бы промежуточная стадия между наземными землеройками и околоводной выхухолью. Кутора приспособлена к полуводному образу жизни. Окраска меха у нее двухцветная: верх и бока черные, брюхо белое - с резкой "ватерлинией". Хвост длинный с развитым килем из удлиненных волос вдоль нижней стороны хвоста - это руль поворотов. На пальцах всех лапок сильно развиты оторочки из волос, окаймляющих ступню, хотя настоящих перепонок нет (таких, как у выхухоли, или у бобра, или у выдры).

Встречается водяная кутора от Норвегии, Великобритании, Франции на восток до устья Амура и Сахалина. На севере - почти до берегов Ледовитого океана в Скандинавии, до Полярного круга на северо-востоке России. В Западной Сибири - до 60-62 градусов северной широты. На юге ареал обитания по долинам рек вклинивается в степную зону Украины, Поволжья и Казахстана.

Селится водяная кутора обычно по берегам водоемов, много и охотно плавает и ныряет. Питается это животное самой разнообразной добычей - лягушками, головастиками, детенышами мелких грызунов, земляными червями, насекомыми. Голодать может дольше, чем прочие землеройки - гибнет от голода лишь на третьи сутки (как ни печально, такие "занимательные опыты" ставили над куторами ученые, впрочем - в старые годы).

Есть еще малая кутора, обитающая несколько южнее. В Европе - в Испании, Южной Франции, Греции и Турции, у нас - в Крыму и Карпатах.

Мне доводилось видеть, как кутора, спасаясь от преследования, с разбегу бросилась с ледяной береговой кромки в холодный ручей. Зрелище очень забавное. Зверек почти не погружался в воду, со страшной скоростью перебирал всеми лапками - практически бежал по воде. Не сбавляя темпа, кутора форсировала водную преграду в 5-7 метров шириной и пулей вылетела на противоположный берег. (Куторы вообще с заметным усилием погружаются в воду. Сухой мех "наполнен" воздухом, зверьку приходится усиленно грести лапками, чтобы нырнуть.)

Горностай, который за ней гнался, выглядел очень расстроенным: ручей был холодным, быстрым и глубоким, время года не располагало к водным процедурам - ноябрь. А есть очень хотелось. Но добыча убежала "по воде - аки по суху"...

Землероек в наших лесах ловят разные наземные хищники - ласки и горностаи, норки и хорьки, лисы и енотовидные собаки. Но хищники хватают землероек неохотно, с голодухи... Часто доводилось находить на лесных тропинках придушенных, но не съеденных землероек бурозубок. Похоже, это связано с тем, что землеройки имеют очень резкий специфический "мускусный" запах. Взрослые, опытные хищники знают эту особенность, но молодняк в начале-середине лета, только начинающий охотиться, часто хватает землероек, а потом выплевывает.

Так и собаки, выкопавшие крота на огороде, часто брезгуют его есть. Хотя кроту от этого уже не легче.

Конечно, о какой-либо специальной охране редких видов землероек говорить не приходится. Хотя бы потому, что специально им никто не угрожает (мы имеем в виду нормальных людей). Зверьков этих и увидеть-то непросто. Основные проблемы по охране землероек, как и большинства других насекомоядных, решаются попутно - в заповедниках общего назначения, при правильно организованном лесопользовании, при рачительном отношении к коренным местообита ниям диких животных.

Несмотря на маленькие размеры, землеройки играют свою важную роль в лесных биоценозах. Без них будет нарушена нормальная жизнедеятельность лесной подстилки, всего верхнего слоя почвы. Следовательно, обязательно пострадает лес. А пострадает лес - худо будет всем нам.

Природа радует человека не только прямой выгодой, не только грибами и ягодами, дровами и мехами, но и своим чудным многообразием. А бурозубки и белозубки, куторы и путораки и любая другая мелкая живность - как раз и есть часть многообразия родной природы. Хотелось бы ее сберечь не только для себя, но и для будущего.

М. Молюков, Журнал "Наука и жизнь"