Падальщики. Белоголовый сип, Падальщики, Сип, Черный Гриф: питание сипа, грифа, размножение, поведение, гнездование

Мир черного грифа

ОтрядСоколообразные - Falconiformes

СемействоЯстребиные - Accipitridae

ФотоЧерный гриф еще ждет нашей помощи

Б.А.Аппак.

Крымский природный заповедник, Украина. Опубликовано в журнале "Природа", N 3, 1999 г.

Крымские горы. Прекрасное солнечное утро. Ошеломляюще свежий, после жаркого, пахнущего выхлопными газами города, воздух. Перехожу по упавшему бревну реку и попадаю в зеленый мир, над которым, кажется, невластно время. Тропа идет серпантином, напрямик не подняться. На скалистом утесе заброшенная оленья кормушка. Здесь можно отдохнуть. Выхожу на открытое место. Я бываю здесь довольно часто и все-таки всегда восхищаюсь необъятным простором, голубым небом, причудливыми скалами, птичьим хором.

Дальше идти трудней. Осыпи, обрывы, не хватает воздуха. Из-под ноги вылетает камень, катится вниз, увлекает за собой другие камни. Шум затихает где-то далеко внизу. Снова шум камней. На этот раз виновники - муфлоны. Они почуяли человека и торопятся удрать подальше. Последние годы звери стали очень осторожны, и не знаешь, радоваться этому или печалиться. Муфлоны с завидной легкостью убегают вверх по склону.

Осторожно вскарабкиваясь по осыпи, достигаю цели. Место, где когда-то гнездились три пары черных грифов (Aegypius monachus), опустело. На вершинах вековых сосен видны осиротевшие, разрушившиеся, никому не нужные теперь огро Фотомные гнезда. С гор сползли тучи, заслонили солнце, начался мелкий надоедливый дождь. От мух нет спасенья - лезут в лицо, раздражают. Настроение безнадежно испорчено. Нам часто говорят, что нашей работе можно позавидовать. Сейчас это кажется насмешкой.

Черные грифы - одни из самых крупных летающих птиц с огромными, до двух с половиной метров в размахе, крыльями. Под стать птицам - гнезда, на них может поместиться взрослый человек. Без заметных усилий часами парят грифы высоко в небе, используя воздушные потоки. Корм благодаря исключительному зрению видят с головокружительной высоты. Самоотверженность, с которой родители насиживают свое единственое яйцо и ухаживают за птенцом, поражает.

Гнезда - открытые, ничем не защищены. В полдень - зной, ночью - холод, ливни, град, а иногда и снег. Гнездиться птицы начинают очень рано, иначе птенца не выкормить. Четыре долгих месяца тянется гнездовой период. Однако, когда птенец подрастет и покинет гнездо, семья не распадается до следующей весны, родители опекают молодую птицу. Гриф - не только символ, он и санитар Крымских гор: поедая павших животных, предотвращает распространение опасных заболеваний. Это природное явление, к сожалению, почти не исследовано, и если грифов не спасти, так и не узнаем, чем мы им обязаны.

Эти удивительные птицы в Крыму вымирают: в 70-х годах на падаль слеталось до 60 грифов, а в последние годы мы не видели стаи больше чем из 14 особей. Виноват во всем человек. Птиц беспокоят во время гнездования, отстреливают для изготовления чучел, отлавливают. Но основная причина - недостаток корма, грифы просто погибают от голода. Когда-то на Бабуганской и Никитской яйлах паслись огромные отары овец, здесь птицы кормились павшими животными и тем, что оставалось после убоя. Теперь тут заповедник, выпас скота запрещен. Приспособились грифы добывать пищу на птицефабриках и кролиководческих фермах, но и тут последнее время им ничего не достается.

По склону горы, с тяжелым сердцем, ухожу к другому распадку. Там тоже было когда-то несколько гнезд, однако несколько лет в них никто не селился. Самку на гнезде замечаю издалека. Она меня тоже увидела. Затаиваюсь. Долго рассматриваю гнездо в бинокль. Птенца нет. Может, мамаша его прикрывает? Выхожу на открытое место, птица снимается с гнезда и улетает куда-то вниз. Все, больше надежды нет. Надо уходить. В последний раз навожу бинокль и... из-за края гнезда медленно появляется сначала голова, а потом и туловище пуховичка. Хорошо вижу, как птенец осторожно осматривается. Хочется понаблюдать еще, но, боясь потревожить птиц, быстро ухожу от гнезда. Домой, несмотря на плохую погоду, возвращаюсь в отличном настроении.

Нет, мы не можем смириться с оскудением природы Крыма. Надежда еще есть. Для спасения черных грифов и других редких видов животных и растений в Крыму при поддержке Государственной экологической инспекции создан общественный благотворительный фонд. Разработана основанная на многолетних наблюдениях программа, направленная на стабилизацию и увеличение численности этой одной из самых редких на Земле птиц. Только всем миром можно сохранить все величие и разнообразие природы Крыма.