Кавказ: Кавказский заповедник. Европа. Чудеса природы. Полярное сияние.

Кавказ: Кавказский заповедник.

Кавказ: Кавказский заповедник.

Наиболее крупный в России горный заповедник — это Кавказский, который расположен на западных склонах Главного Кавказского хребта. Это второй по величине горно-лесной заповедник Европы. Ландшафт заповедника характеризуется отметками 260 – 3360 метров над уровнем моря. Для флоры заповедника характерно наличие древних видов и вечнозеленых растений. 62% его территории занимают леса. Большая часть заповедника покрыта девственным лесом из кавказской пихты, восточного бука, граба и восточной ели. Есть в нем заросли рододендронов, субальпийские и альпийские луга. Трава на лугах выше роста человека. Около 2% территории заповедника приходится на реки и озёра.

Здесь, почти в первозданном виде чудом сохранились в роще реликтовые доледниковые леса площадью околдо 300 га, покрывавшие всю Европу 18 –25 млн. лет назад. Заповедная Тисо-самшитовая роща охраняется под эгидой ЮНЕСКО и является объектом Всемирного Природного Наследия.

В Кавказском заповеднике сохранилось небольшое количество экземпляров вечнозеленого хвойного дерева — тиса. У отдельных деревьев почтенный возраст — 1500 лет. Диаметр ствола у такого дерева достигает 1,5 м. Но этот возраст для тиса далеко не предельный, он может жить 3—4 тыс. лет. Древесина тиса плотная, тяжелая, с красивым желтоватым или буро-красным рисунком волокон. Она высоко ценится в промышленности и известна под названием «красное дерево». Тис очень устойчив против заболеваний, недаром в народе его называют негной-деревом. Упавшее дерево может пролежать на земле сотни лет и не поддаться гниению.

В Кавказском заповеднике сохраняется еще одно интересное дерево — самшит. Самшит — небольшое вечнозеленое дерево или кустарник с красивой плотной древесиной, которая очень хороша для различных поделок. Раньше на Кавказе встречались крупные деревья самшита, но до революции они безжалостно вырубались, и теперь крупные экземпляры сохранились только в заповеднике. Самшит широко используется в садоводстве — кто бывал на юге, тот видел плотные кусты самшита, которым умелая стрижка придала форму шаров, пирамид и даже фигур различных животных.

Фауна заповедника крайне разнообразна и во многих чертах уникальна для России. Здесь обитает 89 видов млекопитающих, 248 – птиц, в том числе 112 гнездящихся, 16 видов пресмыкающихся, 9 – земноводных, 21 – рыб, 1 – круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10000 видов насекомых. Точное число червей, ракообразных, паукообразных и многих других групп беспозвоночных животных остаётся невыясненным.

Безусловно, наиболее уязвимым звеном природных экосистем являются крупные млекопитающие. В заповеднике это горный зубр, кавказский благородный олень, бурый медведь, западнокавказский тур, кавказская серна, рысь, косуля и кабан. Однако целый ряд мелких видов зверей также нуждается в экстренных мерах сохранения и в детальном изучении, в том числе барсук, кавказская норка, выдра и др.

Среди птиц преобладают представители отрядов воробьинообразных и соколообразных. В последние годы особое внимание уделяется изучению редких представителей авифауны: кавказского тетерева, белоголового сипа, бородача-ягнятника, сапсана и др. Наиболее многочисленными группами герпетофауны являются настоящие ящерицы и ужовые. Практически каждое второе земноводное или пресмыкающееся заповедника значится на страницах Красных книг МСОП, РФ, Краснодарского края и Республики Адыгея. Безусловно, наиболее замечательными представителями гепертофауны заповедника являются гадюки Казнакова и Динника, малоазиатский тритон, кавказская крестовка. Несмотря на преобладание у рыб представителей семейства карпообразных, практически все они встречаются только в реках Хосты и Шахе. На основной территории заповедника встречается почти исключительно ручьевая форель.

Многие животные заповедника имеют ограниченное распространение (эндемики), либо являются живыми свидетелями прошлых геологических эпох (реликты). Особенно много их среди беспозвоночных животных, а также рыб, амфибий и рептилий. В заповедных урочищах нашли последнее пристанище исчезающие виды нашей планеты. Из позвоночных животных заповедника в Красную книгу МСОП занесено 8 видов, в Красную книгу РФ - 25 видов. А вместе с беспозвоночными животными в государственные и региональные Красные книги занесен 71 вид.

Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных.

Читать: Европа. Чудеса природы.