Бруцеллез собак и кошек

Бруцеллез

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

Читать дополнительно: * Природно-очаговые инфекции * Бруцеллез

Бруцеллез

Бруцеллез – это инфекционная болезнь домашних и некоторых видов диких животных, протекающая хронически. Бруцеллез опасен также и для человека. Хищные животные, в том числе собаки и кошки болеют редко, и в основном те, которые тесно контактируют с домашними сельскохозяйственными копытными животными, особенно те, что живут на фермах или стерегут на выпасе отары.

Возбудители бруцеллеза - очень мелкие бактерии, которые не способны образовывать спор. При кипячении бруцеллы погибают быстро, а, например, при пастеризации молока, которая проводится при 70 C, их гибель происходит за 30 минут. Зато к факторам внешней среды возбудители бруцеллеза весьма устойчивы. На самых различных объектах, которые были загрязнены выделениями инфицированных животных, бруцеллы сохраняют свою жизнеспособность неделями.

Собаки и кошки чаще всего заражаются при поедании абортированных плодов самок зараженных копытных, а также зараженного мяса или молока от больных бруцеллезом коров, овец, свиней. В природе носителями бактерий бруцеллеза могут быть некоторые виды грызунов, а также кролики и зайцы. Установлено, что к бруцеллезу более восприимчивы самки домашних хищников (суки и кошки) в период беременности. Все больные бруцеллезом животные, в том числе и плотоядные, несут в себе угрозу для здоровья человека и сельскохозяйственных животных.

Заболевание бруцеллезом у собак и кошек в большинстве случаев протекает бессимптомно и скрыто, а в некоторых случаях болезнь протекает с нехарактерными признаками. После заражения возбудителем здорового животного, инкубационный период обычно длится около 2-3 недель.

Заболевание обычно начинается с незначительного повышения температуры тела, которое сопровождается снижением активности, вялостью и снижением аппетита. Спустя некоторое время очаг инфекции может развиться в половых органах: у самцов может произойти воспаление семенников и их придатков, в то время как у беременных самок часто наблюдаются аборты или происходит задержание последа, что влечет за собой воспаление матки. Иногда при бруцеллезе происходит поражения суставов и синовиальных сумок. При отсутствии эффективного лечения это заболевание может затянуться на многие годы.

Предварительный (предположительный) диагноз заболевания бруцеллезом у животных можно сделать на основании клинических признаков, но для подтверждения поставленного диагноза обязательно нужно провести лабораторные исследования абортированных плодов или выделений из матки у больных животных.

Лечения больных бруцеллезом животных не проводится: их усыпляют. Поэтому особую актуальность имеет профилактика заболеваемости бруцеллезом.

В тех хозяйствах, где отмечается бруцеллез сельскохозяйственных животных, ни в коем случае нельзя допускать поедания собаками и кошками абортированных плодов животных, а также зараженных бруцеллами сырого мяса или мясных отходов из боен, сырого молока и молокопродуктов. В неблагополучных хозяйствах необходимо регулярно исследовать на бруцеллез с использованием серологических методов собак и кошек.

А все люди, которые ухаживают или регулярно контактируют с бруцеллезными животными, обязаны строго придерживаться правил личной профилактики во избежание заражения и заболевания.