Сколопендры.Многоножки. Немного о сколопендрах и их родне. Многоножки. Губоногие

Надкласс: Myriapoda = Многоножки

Надкласс: Myriapoda Leach, 1814 = Многоножки

Читать дополнительно: * Опасные членистоногие

Еще один отряд губоногих – сколопендры (Scolopendromorpha), включает наиболее крупных представителей этого класса. Это ночные хищники, охотящиеся за крупными насекомыми и нападающие даже на мелких позвоночных животных. Сколопендры – поистине гроза для почвенных насекомых, мелких ящериц и другой напочвенной живности.

Укус сколопендры смертелен для ее жертв, но для здоровья человека серьезной опасности не представляет. На Ямайке и в Южной Америке обитает самая ядовитая сколопендра – Scolopendra gigantea. В длину она достигает 26 см. Нападает на ящериц, жаб, птиц.

Укус сколопендры вызывает у ее жертвы паралич и нарушение сердечной деятельности. Химическая природа яда этих многоножек изучена плохо. В нем идентифицированы ацетилхолин и биологически активные амины – гистамин, серотонин. Имеется указание на присутствие ряда ферментов, в том числе протеолитических.

К губоногим относится еще отряд – мухоловок, или скутигер (Scutigeromorpha). Это теплолюбивые многоножки, на севере не встречающиеся. Скутигеры охотятся днем, и у них более, чем у других видов, выражены приспособления к жизни на суше. Это самые быстробегающие формы многоножек, охотящиеся за летающими насекомыми. У нас на юге (например, на Черноморском побережье) распространен вид обыкновенная мухоловка (Scutigera coleoptrata).

Многоножки играют существенную роль в почвообразовании. Особенно в южных районах, там, где мало дождевых червей и их функцию в переработке растительных остатков в значительной степени выполняют кивсяки. Вообще в степи, по сравнению с лесом, численность животных в почве явно ниже, а биомасса меньше в 3 раза. Разведение лесов в степях изменило в ряде мест состав почвенной фауны. Так в лесных полосах степной зоны плотность кивсяков составляет примерно 200 экземпляров на 1 м2 почвы, а вес их экскрементов за сезон на 1 га достигает 700 кг!

В лесах умеренного пояса многоножки обычны. Обилие кивсяков отмечается там, где есть мягкий гумус (мулль). Здесь опад быстро разлагается и перемешивается, подстилка незначительна или отсутствует, а гумусовый горизонт достигает заметной мощности. Скорость разложения опада зависит от погодных условий, состава обитающих здесь беспозвоночных. У каждой группы существуют свои вкусовые предпочтения. Так, кивсяки и мокрицы охотнее питаются листьями ясеня и ольхи, а дождевые черви предпочитают листья бузины и лещины.

Наиболее обильна почвенная фауна в почвах под широколиственными лесами – серых лесных, буроземах, черноземах. Здесь животные обитают на глубине до 1 м. Столь же богата и еще более разнообразна почвенная фауна в широколиственных лесах субтропиков на желтоземах и красноземах. Животные здесь активны почти круглый год, многие за год дают не одну генерацию. И вот результат: во влажных субтропиках под Ленкоранью мокрицы и кивсяки полностью перерабатывают лесную подстилку за несколько месяцев, экскременты этих животных нередко лежат сплошным слоем.

Весьма велика и роль в сообществах многоножек-хищников. Они регулируют численность почвенных и напочвенных беспозвоночных.

Самими же многоножками питаются хищные жуки, рептилии, птицы, млекопитающие..