Низшие и высшие ракообразные

Ракообразные в природе

Класс Ракообразные (Crustacea)

Читать: Ракообразные; О содержании ракообразных:* Речной рак * Красный флоридский рак * Рак синий кубинский * Краб пресноводный * Креветки: гигантская и др.

Класс Ракообразные (Crustacea) включает в себя очень разнообразных членистоногих. Сюда относятся, нередко не похожие друг на друга и по облику, и по образу жизни животные, как крабы и мокрицы, речные раки и креветки, раки-отшельники и карповые вши, омары и водяные блохи... И так как взрослые ракообразные очень разнообразны по форме, то дать им краткую характеристику, четко отличающую их от других групп животных, практически невозможно. Поэтому эволюционные (генетические) родственные связи между различными представителями класса устанавливаются только по особенностям их личиночного развития. А он, в свою очередь обычно включает сложный метаморфоз, в котором только первая личиночная стадия – науплиус – общая для всех ракообразных. Зато некоторые другие, а в отдельных случаях и все, включая первую, могут отсутствовать, и тогда из оплодотворенного яйца сразу вылупляется копия взрослого животного, но только миниатюрная...

Некоторые съедобные и вредные виды ракообразных известны человеку с глубокой древности, но большинство представителей этого класса известно только узким специалистам. Как оказалось, ракообразные животные относятся к одним из самых многочисленных на нашей планете. В настоящее время учеными описано более 25 000 их видов. При этом большинство видов ракообразных обитает в морях и океанах, поэтому их образно иногда называют «морскими насекомыми» за изобилие и разнообразие. Вместе с тем много видов ракообразных живет также в пресных водах и на суше. Поэтому их практически можно обнаружить во всех водоемах: и подо льдом в полярных областях, и в горячих источниках с температурой до 50° С, и в пустынях, и на глубинах до 6 км, и вершинах тропических деревьев.

В Андах на высоте более 4000 м над уровнем моря, встречаются сухопутные формы ракообразных. Несколько видов слепых ракообразных обитает в глубоких пещерах и колодцах. Кроме свободноживущих ракообразных, есть и паразитические виды, которые живут на теле или в теле других животных, представителей почти всех других классов. Многие виды ракообразных являются очень широко распространенными на нашей планете, но людям они практически незнакомы из-за своих крошечных размеров, так как хорошо рассмотреть их можно только под довольно сильным увеличением. Но с другой стороны, именно среди ракообразных имеются рекордсмены по размерам среди животных с наружным скелетом. Так, например, если развести в стороны ноги гигантского японского краба, то расстояние между когтями средних ног, вытянутых в противоположные стороны иногда достигает 3,6 м.

Велико и экономическое значение ракообразных. При этом большое значение имеют крабы, омары, раки и креветки, которых человека непосредственно употребляет в пищу. А вот многочисленные мелкие формы, которые в массе плавают у поверхности водоемов в составе зоопланктона и часто едва различимые невооруженным глазом, составляют главное звено целого ряда пищевых цепей. Именно эти крошечные ракообразные являются связующим звеном между микроскопическими планктонными водорослями с рыбами, китами и другими крупными промысловыми животными. Без мелких ракообразных, которые превращают растительные клетки в легко усвояемый животный корм, существование большинства представителей водной фауны стало бы практически невозможным.

Среди ракообразных немало и вредных для человека видов, которые тем или иным способом наносят ущерб хозяйству человека или его здоровью. Так, сверлящие формы ракообразных, как, например рак-древоточец, проделывают ходы в деревянных портовых сооружениях и других подводных постройках. На днищах судов образуют мощные обрастания морские желуди и морские уточки, которые мешают судоходству. Некоторые виды крабов, речные раки и некоторые другие ракообразные являются в тропиках (и на Дальнем Востоке России) переносчиками болезней человека, а другие ракообразные, как мокрицы и щитни, нередко вредят растительности, в частности рисовым посевам, или разводимым морским видам.

Класс ракообразных (Crustacea) в настоящее время большинство систематиков делит на пять подклассов.
1. Подкласс Жаброногие (Branchiopoda) включает пресноводные формы (водяные блохи, щитни и др.) и живущую в соленых озерах и лиманах артемию.
2. Подкласс Ракушковые (Ostracoda) – это мелкие ракообразные, которые обитают главным образом на дне морей и озер и имеют округлый двустворчатый панцирь.
4. Подкласс Усоногие (Cirripedia) включает в себя морские желуди, морские уточки, а также некоторые паразитические формы ракообразных.
5. Подкласс Высшие раки (Malacostraca). В этот подкласс входят хорошо всем известые крабы, омары, лангусты, речные раки, креветки, раки-богомолы, раки-древоточцы, мокрицы, водяные ослики, бокоплавы и многие другие формы.