Пиявки (Hirudinei). Пиявка медицинская. Гирудотерапия. Пиявки в доме: содержание и разведение. Содержание, разведение, кормление.

Пиявки (Hirudinei)

Читать дополнительно:Биология медицинской пиявки
* Строение и жизнедеятельность медицинской пиявки
* Образ жизни медицинской пиявки
* Поведение медицинской пиявки
* Разведение и хранение медицинских пиявок
* Механизм действия пиявки. Правила ухода за ранками
* Пиявки и гирудотерапия.
* Лечение пиявками
* Лечение пиявками болезней полости рта и стоматологических заболеваний
* Лечение кожных заболеваний и органов пищеварения
* Лечение геморроя и варикозного расширения вен
* Лечение пиявками мигрени и гастроэнтерологических заболеваний
* Лечение болезней обмена веществ и паралича различных нервов
* Лечение целлюлита медицинскими пиявками

Семейство: Hirudinidae Whitman, 1886 = Пиявки

Пиявки (Hirudinei) отряд класса кольчатых червей. Тело удлиненное или овальное, слегка сплющенное в спинно-брюшном направлении, ясно разделенное на мелкие кольца, которые в числе 3 - 5 соответствуют одному сегменту тела. В коже расположены многочисленные железы, выделяющие слизь. На заднем конце тела большая присоска, нередко и на переднем конце имеется хорошо развитая присоска, в центре которой помещается рот. На головном конце тела дугой или попарно друг за другом расположены от 1 до 5 пар глаз.

Органы пищеварения начинаются ртом, вооруженным тремя хитиновыми зубчатыми пластинками (челюстные - Gnathobdellidae), которые служат для прорезания кожи при сосании крови у животных, или способным выпячиваться хоботком (у Rhynchobdellidae).

В полости рта открываются многочисленные слюнные железы, иногда выделяющие ядовитый секрет. За глоткой, играющей роль насоса, следует обширный сильно растяжимый желудок, снабженный боковыми мешками (до 11 пар), из которых задние самые длинные. Задняя кишка тонкая и короткая.

Кровеносная система состоит частью из настоящих, пульсирующих, сосудов, частью из полостей синусов. Кровь у хоботных пиявок бесцветна у челюстных - красная, вследствие растворенного в лимфе гемоглобина. Особые органы дыхания имеются только у р. Branchellion, в форме листовидных придатков по бокам тела.

Пиявки- гермафродиты. Мужские половые органы состоят у большинства из пузырьков (семенников), по паре в 6 - 12 средних сегментах тела, соединенных на каждой стороне тела общим выводным протоком. Эти протоки открываются наружу одним отверстием, лежащим на брюшной стороне одного из передних колец тела. Женское половое отверстие лежит на один сегмент позади мужского и ведет в два отдельных яйцевода с мешковидными яичниками. Копулируют две особи, каждая, одновременно играя роль самки и самца. Пиявка во время кладки яиц выделят густую слизь, окружающую в виде чехла среднюю часть тела. В этот чехол откладываются яйца. После чего пиявка выползает из него, при чем края его отверстий склеиваются и образуют, таким образом, капсулу с яйцами внутри, прикрепленную обыкновенно к нижней поверхности листа водоросли. Зародыши, покидая яйцевую оболочку некоторое время держатся на нижней стороне тела матери.

Все пиявки - хищники, питающиеся кровью большею частью теплокровных животных, или моллюсков, червей и т. д..

Живут Hirudinei преимущественно в пресных водах или во влажной траве, но есть и морские формы, например Pontobdella.

Пиявка-землемер Piscicola geometra . 1-5 см в длину. Тонкое округлое тело с очень крупной задней присоской. Плавает в воде (пресной и солоноватой) или держится на растениях, подстерегая рыб, кровью которых питается. После спаривания, которое происходит на рыбе-хозяине, обе пиявки (гермафродиты) откладывают на водные растения до 90 коконов.

Aulostomum gulo - конская пиявка. Черно-зеленого цвета, с более светлым низом. Распространена в болотах и реках Европы.

Пиявка обыкновенная, или ложноконская, Haemopis sanguisuga . Около 10 см в длину, максимально 15 см. Зеленовато или буровато-черная. Распространена в прудах, реках и канавах; выходит и на берег. Хищник. Нападает на любое животное, которое может одолеть, например, на дождевых червей. Коконы откладывает во влажной почве на берегу.

Пиявка медицинская - Hirudo medicinalis до 15 см. в длину и 2 см. в ширину, черно-бурая или черно-зеленая, с узорчатым продольным красноватым рисунком на спине. Брюхо светло-серое, с 5 парами глаз на 3, 5 и 8 кольцах и сильными челюстями. Встречается в озерах, прудах и болотах Европы. Молодые пиявки питаются личинками и червями, а взрослые сосут кровь позвоночных животных (особенно млекопитающих) и могут, насосавшись до предела, обойтись без пищи более года. Коконы откладывает в сырую прибрежную землю. Пиявки, подобно олигохетам, гермафродиты и похожи на них особенностями размножения (откладывают коконы через поясок); однако их способность к регенерации значительно ниже и размножаются они только половым путем.

Пиявка восьмиглазая - Herpobdella octoculata . До 6 см в длину, довольно плоская. Обычна в стоячих или медленно текущих водоемах, при чем переносит даже сильное загрязнение. Нападает на различных (живых и мертвых) личинок насекомых, преимущественно комаров-звонцов, и других мелких животных. Свои бурые коконы откладывает на камни, растения и т. п.

Clepsiue tesselata - с широкоовальным телом, зеленовато бурого цвета, с несколькими рядами бородавок на спине и 6 парами треугольных глаз, расположенных одна за другой. Обитает на юге России и Украины.

Пиявка сплющенная - Glossiphonia complanata . 1-3 см в длину. Прозрачная; окраска может быть различной, но при этом спинная сторона зеленоватая или буроватая. Живет в стоячих и текучих водоемах; на растениях и камнях. Присасывается преимущественно к легочным улиткам, нападает также на червей и личинок насекомых. Проявляет заботу о потомстве, таская на себе кокон и молодых пиявок.

Пиявка окаймленная - Hemiclepsis marginata . До 5 см в длину. Широко распространена в стоячих и текучих водоемах. Сосет преимущественно кровь рыб и земноводных. Кокон приклеивает к растениям или камням. Проявляет заботу о потомстве, создавая около кокона ток свежей воды.

Пиявка прудовая - Helobdella stagnalis . До 1 см в длину. Легкоузнаваема по темной округлой пластинке на спине между 12-м и 13-м сегмента ми. Встречается повсюду: на растениях и камнях, в стоячих и текучих водоемах. Высасывает мелких животных (червей, равноногих ракообразных, моллюсков и личинок насекомых, например личинок комаров).