СКОРПИОН. КАК СКОРПИОН НАХОДИТ ЖЕРТВУ

Как скорпион находит жертву

Толстохвостые скорпионы

Скорпионы.

Читать дополнительно: * Скорпионы

Скорпионы подслеповаты, хотя представите ли разных видов имеют от 6 до 12 глаз. К тому же охотятся они ночью, и зоологи давно поражаются ловкости, с которой скорпионы хватают мелких насекомых. С наступлением темноты скорпион вылезает из норки и ждет на поверхности песка жертву. Он может часами оставаться неподвижным, но стоит ночной бабочке присесть на песок, следует мгновенный бросок, и насекомое оказывается в клешнях охотника. Как хищнику удается заметить свою жертву?

Этим вопросом заинтересовались американские зоологи Роджер Фарли и Филип Браунелл. В Калифорнии, где они работают, водятся удобные для экспериментов песчаные скорпионы, достигающие 8 сантиметров в длину.

Так как скорпионы охотятся только в темноте, изучать их поведение сложно. К счастью, хитиновый покров этих паукообразных при освещении невидимым ультрафиолетом ярко светится синевато-зеленым светом. Экспериментаторы устроили в лаборатории песчаный полигон, осветили его ультрафиолетом и, прикасаясь к песку палочкой, стали наблюдать за реакцией скорпионов.

Оказалось, что хищник замечает прикосновение к песку с расстояния 30 сантиметров, а на расстоянии до 10 сантиметров его оценки направления и дистанции настолько точны, что первый же бросок оказывается успешным. Какие же ориентиры использует это членистоногое?

Только не зрительные. Закрашивание всех восьми глаз песчаного скорпиона непрозрачным лаком ничуть не повлияло на точность бросков. Но когда экспериментаторы устроили песчаный полигон со щелью между двумя участками, оказалось, что прикосновение к участку, отделенному от того, на котором стоит скорпион, не вызывает у животного никакой реакции. Но если хотя бы одна его нога стоит на соседнем участке, скорпион немедленно настораживается: он чувствует сотрясения песка лапками. Считается, что песок - плохая среда для передачи механических колебаний, но опыты с пьезоэлектрическими вибраторами и детекторами колебаний показали, что в нем распространяются колебания двух видов - волны сжатия и рэлеевские волны.

Волны сжатия распространяются сравнительно быстро (в слежавшемся песке - со скоростью около 200 метров в секунду, в рыхлом - 120) и идут как по поверхности песка, так и в его глубине. Рэлеевские волны идут медленнее (40-50 метров в секунду) и только по поверхности.

Тогда зоологи стали рассматривать лапки скорпиона, чтобы понять, какими органами он улавливает эти волны. На них имеются чувствительные волоски и так называемые щелевидные сенсиллы, органы чувств, родственные тем, с помощью которых пауки замечают малейшие колебания своей паутины. ФотоТак как ноги скорпиона сравнительно велики, удалось подключить к ним электроды и записать с них два сигнала при каждом сотрясении песка: первым появляется сильный импульс, сообщающий о прибытии быстрых волн сжатия, за ним следует импульс с меньшей амплитудой, соответствующий прибытию более медленных волн Рэлея. Раздражая поочередно волоски и щелевидные сенсиллы, ученые обнаружили, что сигнал о волнах сжатия дают волоски, а о рэлеевских волнах - щели. Расстояние до цели определяется по величине запаздывания между двумя сигналами от одной лапки! Чем больше расстояние, тем позже приходит вторая волна. Но как определяется направление на цель?

Это выяснили недавно немецкие физики из Технического университета Мюнхена. Восемь ног скорпиона расставлены на песке примерно по кругу диаметром 5-6 см. Так что к ноге, самой близкой к жертве, медленная рэлеевская волна приходит примерно на одну миллисекунду раньше, чем к самой дальней. Когда щелевидная сенсилла ощущает волну, она посылает в центральную нервную систему скорпиона два сигнала. Один сигнал заставляет нейрон, соединенный с этой ногой, запустить серию импульсов. Другой сигнал идет в нейрон противоположной ноги, и он переключает этот нейрон на торможение. И когда до этой ноги с миллисекундным опозданием доходит идущее по песку сотрясение от рэлеевской волны, ее нейрон посылает тормозящий сигнал в нейрон той ноги, которая первой ощутила колебания. И тот замолкает.

Так происходит с каждой из четырех пар ног, поскольку рано или поздно каждая из них ощущает сотрясение песка. По продолжительности серии импульсов от каждой ноги "мозг" скорпиона и рассчитывает, в каком направлении находится жертва. Как выразился один из немецких физиков, нейроны составляют "комитет" из восьми членов и решение о направлении на жертву выносится их общим голосованием. Клешни и жало скорпиона довершают дело.

Ю. Фролов Источник: http://nauka.relis.ru