Паук кровопийца. Пауки - любители крови. ПАУТИНА В ЖИЗНИ ПАУКОВ. Паук, паутина, охота. Загадки паутины

Пауки - любители крови

Читать дополнительно: * О Пауке-серебрянке

* Секреты паутины * Загадки паутины: пауки объединили усилия

АФРИКАНСКИЙ ПАУК ВЫБИРАЕТ ДОБЫЧУ, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Ученые обнаружили в Восточной Африке паука, который жаждет человеческой крови. Они утверждают, что паук, который охотится на кровососущих самок комаров, это единственное животное, которое выбирает добычу, исходя из того, чем питается его потенциальная жертва.

Паук также является первым известным хищником, который умышленно питается кровью позвоночных, поедая комаров. Открытие позволяет говорить о вероятности того, что и другие пауки не прочь отведать кровь людей и млекопитающих, добавляют ученые.

Паук, Evarcha culicivora, обнаружен только в окрестностях озера Виктория в Кении и Уганде. Он является разновидностью паука-скакуна и обычно охотится на насекомых на стволах деревьев и строениях. Он преследует свою добычу, а не раскидывает паутину.

Ученые утверждают, что паук-скакун использует острое зрение и обоняние в поисках комара Anopheles gambiae, кровососа, который является главным переносчиком малярии в Африке.

Выводы ученых опубликованы на этой неделе в онлайновой версии журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. Работу частично финансировало Национальное географическое общество.

Запах крови

Лабораторные эксперименты, проведенные в районе озера Виктория, показали, что паук отдает самкам комара, питающимся человеческой кровью, предпочтение перед любой другой добычей, включая самцов, которые не питаются кровью.

Тесты показали, что пауки, которым предлагали на выбор двух насекомых одинакового размера, в 83% случаев выбирали напившихся крови самок комаров. Когда предложенные пауку варианты добычи были недоступны его зрению и выбор делался им только по запаху, примерно 90% пауков выбирали напившихся крови комаров.

Хотя нет сведений о других хищниках, выбирающих преимущественно недавно поевшую добычу, другие пауки, возможно, ищут свои жертвы аналогичным образом, говорит участница исследования Химена Нельсон из Университета Кентербери, Новая Зеландия.

Пауки способны проводить химический анализ, и если в меню добычи входила кровь, они, несомненно, определят это по запаху, хотя не все пауки обладают достаточно острым зрением, чтобы обнаруживать добычу визуально, сказала Нельсон. Хотя у многих пауков сравнительно слабое зрение и они используют паутину, чтобы поймать добычу, пауки-скакуны являются исключением.

"Скакуны – это хищники, которые активно ищут добычу и партнеров, обычно они не плетут паутину, – сказала Нельсон. – Зрение соответствует их стилю жизни".

Во рту у пауков нет органов, прокалывающих кожу, необходимых для того, чтобы питаться непосредственно человеческой кровью, но скакунам, питающимся москитами, удалось обойти это препятствие, отмечает Нельсон. "Питаться кровью опасно, – сказала она. – Животные, которых кусают, отвечают ударом, нередко убивая насекомых".

Поедая комаров, паук дает себе гарантию, что его не прихлопнет донор, не давший на эту процедуру согласия. Ученые предполагают, что кровь имеет для паука и биологическое значение. Они утверждают, что пауки затрачивают много энергии на превращение твердой пищи в жидкую, обрабатывая добычу пищеварительными ферментами.

"Возможно, кровь является готовой к употреблению жидкой пищей, богатой питательными веществами", – заявила Нельсон.

Гурманы

Еще одно новое исследование дает основание предполагать, что пауки являются разборчивыми едоками, ищущими сбалансированную диету для поддержания здоровья.

Авторы опубликованной в январе работы обнаружили, что пауки производят отбор получаемых от добычи питательных веществ, исходя из своей потребности в белках или жирах.

Даже обитающий в пустыне паук Stegodyphus lineatus, плетущий паутину и не могущий контролировать, что именно она ловит, способен сбалансировать свою диету, утверждает Давид Майнц, профессор биологии из Университета Аархуса в Дании.

По его мнению, паук, возможно, делает это, меняя сочетание пищеварительных ферментов, которые он впрыскивает в добычу, что позволяет ему извлекать дополнительные белки, если предыдущая добыча была бедна белками.

Майнц называет открытие питающегося кровью паука "захватывающей историей".

Хотя он говорит, что напившихся крови комаров легче поймать в силу их большего веса, их питательная ценность, возможно, делает их привлекательнее для пауков.

Майнц добавляет, что у восточноафриканского паука, должно быть, развилась способность переваривать большое количество крови позвоночных.

"Пауку нужен специальный фермент, чтобы иметь дело со сложным белком, – отметил он. – Возможно, этот белок уже в какой-то мере расщеплен и его легко извлечь".

Источник: http://www.inauka.ru