Корнеголовый рак-паразит. Ракообразные раки, речной рак

Класс: Crustacea = Ракообразные, раки

Rhizocephala Корнеголовые раки паразиты

Отряд: Rhizocephala Müller, 1862 = Корнеголовые

Представители отряда Rhizocephala паразитируют на десятиногих ракообразных. Их панцирь однозначно уменьшается из-за экстремальной адаптации к их паразитическому образу жизни, и как следствие они практически нераспознаваемы (как ракообразные) во взрослом виде. Само название "Rhizocephala» происходит от греческих слов: rhiza, что переводится как "корень, и cephale - т.е. "голова"), что описывает взрослую самку, которая в основном состоит из сети нитевидных расширений проникающего тело хозяина.Rhizocephala Корнеголовые раки паразиты

У взрослых особей не хватает придатков, которые отсутствуют, а также сегментации и практически всех внутренних органов, кроме половых желез, нескольких мышц и остатков нервной системы. Таким образом, тело взрослой самки настолько деформировано и изогнуто, что оно совсем не похоже на тела её ракообразных сородичей, которые живут пососедству и ведут свободноживущий образ жизни. Избавившись от твердого панциря, а также конечностей и глаз, она превратилась в существо, напоминающее бледно-желтые корни и запутанные жгутики, которые медленно, словно плесень, постепенно врастаюю в живые ткани животного - хозяина.

Rhizocephala Корнеголовые раки паразиты

При размножении, личинки науплии освобождаются от взрослых самок, после чего свободно плавают в воде в течение нескольких дней, не принимая никакой пищи, так как личинка не имеет рта и кишечника. Затем они после нескольких линек  превращаются в личинок Cypris. Однако, будучи личинкой, она выглядела как обычное усоногое ракообразное и была всего несколько миллиметров в длину. Правда у личинки есть одно большое отличие: её голова оканчивается иглой, торчащей из-под раковины. У некоторых видов, например, Thompsonia , эмбрионы развиваются непосредственно в личинок Cypris до их выхода из взрослых самок. Самка Cypris оседает на хозяина и с ней происходит метаморфоз: она внедряет свою ​​внутреннюю клеточную массу в животное-хозяина. После этого клеточная масса начинает расти "корнями"- которые как нити проходят через ткани хозяина, концентрируясь на его пищеварительной системе. Эта сеть нитей, называется междуна.  Теперь паразиту остаётся только расти и распространяться в организме хозяина, подобно раку. При этом рост хозяина останавливается, так как волокнистые щупальца паразита потребляют питательные вещества хозяина.

Теперь хозяин стерильный, а гонады паразита развиваются в месте, где раньше были гениталии хозяина, вырастая в виде наружного мешка на животе хозяина. Распухшие яичники самки-паразита привлекают мужских особей корнеголового ракообразного, которые вводят свои половые клетки в неё. Здесь введенные клетки самца Cypris превращаются в сперматозоиды. Зрелые самки производят два вида яиц : маленькие яйца, когда они оплодотворенные, и тогда из них вырастут самки, и большие яйца из них в будущем сформируются самцы. Новые личинки первое время растут внутри её тела. Самка производит несколько партий личинок, прежде чем она покинет хозяина. Хозяин вскоре линяет и новый молодой наружный орган паразита, снова выходит из тела хозяина. У некоторых видов, таких как Peltogasterella gracilis, наружные органы развиваются один раз, располагаясь на месте, где формируется яйцевой мешок хозяина. При этом, поведение хозяина химически изменяется, так как он становится химически кастрирован и не способен к линьке, пока существует наружный орган самки паразита. Хозяин рассматривает его, как будто это его собственный яйцевой мешок. Это поведение распространяется даже на хозяев мужского пола, которые никогда не носят яйца, но заботятся о наружном паразите так же, как и самки.

Интересно то, что за время своего паразитирования самка успевает проникнуть своими корнями в нервную систему хозяина, а также выделяют контролирующие поведение хозяина химические вещества. Благодаря этому хозяин заботится об яйцах паразита, как о своих собственных....