Аргасовые клещи. Семейство: Argasidae = Аргасовые клещи. Acari Клещи.

Семейство: Argasidae = Аргасовые клещи

Argas

Семейство: Argasidae C.L.Koch, 1844 = Аргасовые клещи

Argas persicus = Персидский клещ

Клещи рода Аргас (Argas) имеют плоское, овальное тело желтоватого или красно-бурого цвета, длинной от 4 до примерно 10 мм. Около 60 видов этого рода распространено главным образом в странах с тёплым климатом. Из них на территории бывшего СССР отмечено не менее 8 видов.

Клещи рода Аргас паразитируют преимущественно на птицах, а один вид питается на летучих мышах.

Вид: Argas persicus = Персидский клещ

Argas persicus = Персидский клещ

Персидский клещ встречается в южных районах Европейской части России, Поволжье, Зап. Сибири (к северу до 50—55° с. ш.), на Кавказе, в Крыму и на Украине, в Казахстане, республиках Средней Азии.

По внешнему виду персидский клещ напоминает клопа, его две пары ног направлены вперед, две назад. Он имеет плоское, яйцевидной формы серовато-желтого цвета тело, окаймленное рантом. Клещ достигает 10 мм длины и 6 мм ширины. При развитии, как и другие клещи, последовательно проходит стадии яйца, личинки, трех нимф и имаго.

Напитавшаяся самка откладывает от 30 до 100 яиц в трещинах стен и полов птичников. Спустя две-три недели вылупляются личинки. Они чаще всего паразитируют на цыплятах, разместившись в основном под их крыльями. Длительность питания личинок 4—10 дней, после чего личинка линяет на нимфу. Клещи на каждой нимфальной стадии кровь сосут однократно в течение 1/2—2 часов и вскоре линяют. На стадии имаго персидский клещ питается несколько раз. В целом, развитие одной генерации персидского клеща занимает от 3 до 8 месяцев.

Зимовать клещи могут на любой стадии, а имаго могут голодать и полностью находиться без пищи до трех с половиною лет. Личинки, нимфы и имаго нападают на кур с мая по сентябрь.

Персидский клещ паразитирует на домашних курах и другой домашней птице. Днём он прячется в щелях построек, а ночью покидает свои укрытия и сосет кровь спящих птиц.  Персидский клещ сильно вредит не только как паразит-кровосос, но и как переносчик спирохетоза птиц. Иногда этот клещ нападает и на человека, вызывая довольно болезненный зуд.