Подотряд Пауки-птицееды Питание пауков, охота пауков, корма, добыча.

Подотряд Пауки-птицееды

Пауки-птицееды

п/отряд: Mygalomorphae = Пауки-птицееды или мигаломорфные пауки

Читать дополнительно: Любопытные факты о Пауках * Пауки-птицеяды в доме

Пауки-птицееды

Мигаломорфные пауки (Mygalomorphae) — п/отряд или инфраотряд пауков (Araneae). От аранеоморфных пауков мигаломорфные отличаются ортогнатным строением хелицер: когтевидные членики ориентированы параллельно друг другу и при складывании подгибаются под базальный членик. Именно с различием в строении хелицер ученые-арахнологи связывают более крупные размеры мигаломорфных пауков по сравнению с аранеоморфными. К настоящему времени описано примерно 2650 современных видов, из которых наиболее известные представители относятся к семейству пауков-птицеедов (Theraphosidae).  Как раз пауки-птицееды и представляют наибольший интерес в качестве экзотических домашних беспозвоночных.

К подотряду Пауки-птицееды или мигаломорфные пауки принадлежат самые крупные представители отряда пауков. Брюшко внешне не сегментировано, на его конце расположено от 2 до 6 паутинных бородавок. Легких четыре пары. Хелицеры направлены вперед. Ядовитые железы небольшие. Глаза сближены на переднем крае головогруди. Размеры от средних до очень крупных. К подотряду принадлежит более 1500 видов, группируемых в 9 семейств. Это ночные бродячие и более оседлые формы, обитатели норок или паутинных трубок, распространенные главным образом в тропических странах.

Семейство Aviculariidae — настоящие пауки-птицеяды — пользуется наибольшей известностью. Среди них есть громадные мохнатые пауки более 10 см длиной. В тропиках живет до 600 видов этого семейства; особенно многочисленны они в Южной Америке, где обычны крупные представители родов Eurypelma, Lasiodora, Avicularia и др. Днем эти пауки скрываются в норках и логовах из паутины, которые устраивают между корнями, в трещинах скал, иногда среди листвы, а в сумерки выходят на охоту. Добычей им служат главным образом насекомые, но крупные виды при случае убивают и поедают мелких ящериц, змей, лягушек, а также небольших птиц, особенно птенцов. В тропических лесах Южной Америки обычен птицеяд Avicularia avicur laria, паук до 6 см длиной, темно-бурый до черного. Он живет на деревьях и в сумерки стремительно бегает по ветвям в погоне за насекомыми. На Яве живет очень крупный, до 9 см, красно-бурый мохнатый птицеяд Selenocosmia javanensis, встречающийся также на Больших Зондских островах, к востоку до Новой Гвинеи и на материке Азии, в Малакке и Сиаме.

Птицеяды по многу лет живут в неволе, причем кормятся различной животной пищей, справляются с мышами, едят просто кусочки мяса. Наевшись паук вытягивает ноги, прижимается к дну своего жилища и несколько дней остается неподвижным, переваривая пищу. Некоторые виды пьют воду и даже любят купаться. Птицеяды теплолюбивы, они охотно cидят на ладони, согреваясь теплом человеческого тела, и находятся любители, которые доставляют такое удовольствие этим страшилищам. Правда, многие птицеяды не ядовиты для человека. Но есть среди ния и крайне опасные, укус которых можея оказаться смертельным Таковы некоторые виды Acanthoscurria в Южной Америке, Theraphosa в Восточной Африке и др.

Семейство Ctenizidae — тропические и субтропические пауки, отличающиеся разнообразием устройства норок. Известно до 500 видов. Они имеют крепкие ноги и хелицеры с «граблями»— рядами толстых щетинок — приспособления для рытья. Некоторые виды образуют целые поселения на участках с плотным мелкокаменистым грунтом, почему их называют «мигалами-каменщиками». Крышечки многочисленных норок днем закрыты и малозаметны, а к вечеру все открываются и из норок выглядывают пауки. Насекомое, попавшее в такое поселение, неминуемо становится добычей пауков. На юге Европы, а у нас в Средней Азии встречаются ктенизиды рода Nemesia. Паук N. sauvagei — красновато-бурый - до 2 см длиной, с почти голым поперечнополосатым брюшком. Он роет норки до 60 см длиной, выстилая их паутиной. Вход в норку закрывает крышечка на шарнире, которая сама захлопывается и которую паук держит изнутри, сидя в норке. На дне норки откладываются яйца в коконе и первое время держится молодь. Другой вид, N. meridionalis, делает норку со слепым ответвлением, вход в которое, как и наружный, закрыт паутинной крышечкой, но так расположенной, что забравшийся в норку враг не сможет найти паука в ответвлении норки и сам окажется в ловушке.

Читать : п/отряд: Araneomorphae = Аранеоморфные пауки