Паразит кораллового рифа. КТО ЖИВЕТ В ПОЛИПЕ? Многощетинковые черви паразиты. Происхождение кораллового рифа. Коралловые рифы. Anthozoa Ehrenberg, 1834 = Кораллы, коралловые полипы

Паразит кораллового рифа

ФотоПерейти в оглавление раздела:Коралловые рифы

КТО ЖИВЕТ В ПОЛИПЕ?

В книге знаменитого французского натуралиста прошлого века Жана Анри Фабра "Жизнь насекомых" описывается удивительное поведение роющих ос - аммофил, бембексов, сфексов, которые надежно обеспечивают свое потомство пищей, откладывая яички в живых, но парализованных жуков и пауков. Так же решают проблему питания потомства их более мелкие собратья - наездники, откладывающие яички в гусениц, личинок мух и других насекомых. Читая много лет назад труд Фабра, я и не подозревал, что свои "наездники" и "роющие осы" обитают и в море.

Недавно я получил в подарок от товарища и коллеги А. В. Ржавского, много лет живущего на Камчатке, небольшую баночку с запиской, что в ней находится колония гидроидных полипов - абиетинарий, найденных на Командорских островах, а в полипах обитают какие-то загадочные существа, похожие на многощетинковых червей-полихет. Напомню, что гидроидные полипы - это животные, родственные медузам, морским анемонам, кораллам и пресноводным гидрам. Отдельный гидроидный полип похож на маленькую гидру, они объединены в колонии, поверхность которых покрыта полупрозрачным роговым веществом. Каждый полип сидит в собственной роговой чашечке, из которой торчит венчик щупалец, вооруженных сФототрекательными клетками.Таким образом, каждый полип, да и вся колония в целом, неплохо защищены от хищников. Кстати, колониями гидроидных полипов определенного вида оказались "японские водоросли, не нуждающиеся в воде и очищающие воздух от пыли и табачного дыма", которыми бойко торгуют на московских рынках и прямо на улицах. Эти морские полипы высушены, так что от них осталась одна оболочка, и обработаны зеленым красителем.

Рис.1. Личинка червя-паразита. Видны гранулы желтка, которыми она питается. Длина личинки - около 200 микрон.

Под микроскопом мне удалось рассмотреть, что у командорских полипов чашечки разные. Есть обычной формы, характерной для абиетинарий, - что-то вроде кувшинчика, а есть и странные, вытянутой формы, напоминающие бутылку с длинным узким горлышком. В них вместо полипов обнаружились существа с червеобразным членистым телом, двумя парами глаз и щупальцами на головном конце.

Дальнейшее изучение колоний выявило новые детали. Оказалось, что в некоторых чашечках червь, точнее, его личинка, может соседствовать с полипом. Длина личинки всего 0,2-0,3 мм. Личинки, по-видимому, не питаются, а развиваются за счет питательных веществ, полученных ими от родителей, с яйцом. Внутри личинки видны крупицы желтка, за счет которого она и живет. Зато "крупные" молодые черви (крупные, конечно, по сравнению с личинками - их длина не превышает миллиметра) занимали чашечку единолично, полипов рядом с ними не было. Некоторые из червей высовывали голову из своей чашечки и запускали ее в соседнюю. Самые крупные черви, достигающие в длину полутора - двух миллиметров, живут уже не в чашечке съеденного полипа, а снаружи колонии, в собственном трубчатом домике. Но и эти особи оказались не взрослыми, а просто выросшей молодью. Взрослые особи так и не были найдены.

Долго не удавалось определить этих червей. Мешало этому и отсутствие взрослых особей, и мелкие размеры. Наконец, мой испанский коллега, профессор Сан Мартин, которому я послал образцы, пришел к выводу, что это новый вид многощетинковых червей из рода процереа.

Рис.2. Участок колонии при большом увеличении. Видна молодь паразита. Длина масштабно го отрезка - 400 микрон. Следующая стадия развития: молодой червь выбрался из чашечки съеденного полипа и построил собственный домик из слизи.

Постепенно удалось реконструировать жизненный цикл этих своеобразных животных. Взрослые особи - по-видимому, хищники, питаются полипами, ползая по поверхности колонии, по камням и водорослям, к которым колонии прикрепляются. Самки процерей, подобно наездникам или роющим осам, откладывают яички либо уже личинок в чашечки полипов. О том, что личинки не проникают туда сами, свидетельствует их строение. У них нет ни органов плавания, которые позволили бы подплыть к колонии и проникнуть в нее, ни прочных наружных покровов, позволяющих преодолеть защиту смертоносных стрекательных клеток.

Личинки не похожи на выросших червей. У них всего одна пара глаз, нет длинных головных щупалец. Пока личинка не достигнет длины 0,4-0,5 мм, она живет на запасах желтка. Рот у личинки закрыт, и на хозяина-полипа она пока не нападает, но, видимо, здорово досаждает ему. Как бы стараясь уйти от паразита, полип вытягивается в длину и надстраивает чашечку, готовя таким образом удобный дом для своего мучителя. Затем у личинки развивается длинная мускулистая глотка, вооруженная кольцом острых зубов, и открывается рот. Молодой червяк, достигший этой стадии, нападает на полипа, ест его и быстро растет.

Когда с хозяином покончено, паразит высовывается из домика, методично обследует в поисках пищи соседние чашечки и поедает их содержимое. Интересно, что червяк питается именно отдельными полипами, а не общим телом колонии, что позволяет колонии продолжать расти и развиваться, несмотря на существенный ущерб, наносимый червями.

Наконец, когда пищевые ресурсы вокруг чашечки исчерпаны, подросший червяк покидает свою чашечку и строит собственный домик в виде слизистой трубочки на поверхности колонии. Но жизнь на воле куда как менее безопасна, чем в роговой чашечке. На хищника процерею есть другие хищники - крабики, рыбки, другие хищные полихеты. Вскоре численность подросших процерей резко падает. Если в чашечках каждой веточки-колонии обитает от нескольких десятков до нескольких сотен личинок, то слизистые трубочки с червями встречаются лишь по одной на колонию, и то не на каждую.

Завершают жизненный цикл процереи свободноживущие взрослые особи. Однако мы ничего не знаем об их жизни, не знаем даже, как они выглядят.

Итак, структурой жизненного цикла морские многощетинковые черви процереи удивительным образом напоминают некоторых насекомых - наездников и роющих ос. Взрослые черви откладывают яйца или личинок в домики будущих жертв, обеспечивая потомство не только надежным убежищем, но и свежим питанием. Личинки являются паразитами, а взрослые особи - свободноживущие хищники.

И в заключение хочу отметить, что видоизмененные чашечки, сходные с отмеченными нами у абиетинарии, встречаются и у других гидроидных полипов. Считалось, что это уродства неизвестной природы. Так, может быть, и в них живут черви процереи или родственные им паразиты? Изучение колоний полипов с необычными чашечками может привести к открытию новых видов многощетинковых червей.

Кандидат биологических наук Т. А. БРИТАЕВ: http://nauka.relis.ru