Подражательная окраска бабочек Мимикрия бабочек (подражательная окраска).

Мимикрия бабочек

Подражательная окраска бабочек под пауков

Читать дополнительно: * Мимикрия бабочек (под несъедобных бабочек)

Читать: Мимикрия

Бабочки в паучьей шкуре дурачат скачущих хищников

ФотоДля человеческого взгляда защищающаяся Brenthia hexaselena не похожа ни на бабочку, ни на паука. Но у пауков своя логика (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

"С мимикрией в природе происходят безумные вещи, и у нас есть лишний тому пример", — говорит американский биолог. И с ним невозможно не согласиться. Ещё бы: вкусная бабочка подражает невкусной, другая бабочка прикидывается хищником-пауком, а паук притворяется муравьём.

Спасаясь от гибели и быстрого превращения в чей-нибудь обед, многие животные предпочитают стать объектом несъедобным. Но бабочки из Коста-Рики знают ещё более надёжный способ: они превращаются… в пауков! И правильно делают: ведь такое вряд ли кому-то захочется съесть, особенно самим паукам.

В живом мире "превращения" случаются довольно часто. Речь идёт, конечно, не о трансформации как таковой, а только о мимикрии — подражании окружающей среде. Обычно она используется в качестве защитной стратегии, которая отпугивает возможных агрессоров. Фото

Этим увлекаются, к примеру, некоторые бабочки, копирующие внешность монархов (тоже бабочек, из семейства данаид) — не таких уж неприятных на вид, но для многих хищников совершенно отвратительных на вкус.

B. hexaselena в обычном состоянии ничего общего с пауками не имеет (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

А биологи Ядранка Рота (Jadranka Rota) и Дэвид Вагнер (David L. Wagner) из университета Коннектикута (University of Connecticut) отыскали ещё более интересный случай мимикрии и написали о нём большую статью, которую журнал PLoS ON целиком выложил в открытом доступе.

Итак, учёные выяснили, что бабочки Brenthia hexaselena из семейства риодинидов (Riodinidae) подражают не какой попало гадости, а самим хищникам. Фото

И это помогает, несмотря на то, что данные хищники — тропические прыгающие пауки Phiale formosa, от которых, казалось бы, мало кто может скрыться. Вообще, мимикрировать под этих пауков пытаются многие другие виды. И по некой иронии природы им и самим приходится притворяться, чтобы не пасть жертвами других местных хищников — муравьёв… Но вернёмся к нашим бабочкам.

Схематичная прорисовка изображения: вверху — бабочки B. hexaselena, внизу — паука P. formosa. Очевидно, эта бабочка со сложенными крыльями пауку очень напоминает самого себя (иллюстрация Virginia Wagner).

Это необычное умение коста-риканских бабочек Ядранка Рота обнаружила случайно. Проводя исследования в лесу, она увидела, что сидевшие на листьях B. hexaselena, наверное, испугавшись чего-то, вдруг экстравагантно сложили крылья и начали странно прыгать...