ОДИНОЧНЫЕ ПЧЕЛЫ: содержание и разведение. Содержание, разведение, кормление.

Одиночные пчелы

одиночные пчелы

Одиночные пчелы

Перейти в оглавление раздела: Пчелы

Большинства видов пчел живут независимо друг от друга, т.е. относятся к одиночным насекомым. У них существует только один тип самок, которые выполняют все присущие виду функции: размножаются, строят гнездо и запасают пищу для потомства.

Гнездовое поведение. Одиночные пчелы гнездятся чаще всего в почве, хотя некоторые живут в толще древесины, в сухих стеблях тростника, ежевики и т.п. В типичном случае каждая самка сразу же после спаривания закапывается в почву, прокладывая туннель диаметром чуть большим, чем диаметр ее собственного тела. В зависимости от вида он уходит на глубину от 5–7 см до 1 м. Ячейки строятся либо в ответвлениях туннеля, либо в его конце.

Они представляют собой гладкие углубления, выстланные вырабатываемыми пчелой целлофаноподобным материалом или тонким слоем воска. Завершив строительство ячейки, самка совершает ряд вылетов к цветкам продолжительностью от нескольких минут до часа или более. За каждый рейс она посещает множество цветков, собирая пыльцу, которую переносит в гнездо на своих ногах или на нижней поверхности брюшка. Кроме того, она обычно сосет и нектар, накапливаемый в зобу. Эти материалы помещаются в ячейку и служат запасом пищи для личинки, которая будет здесь развиваться. После того как накоплено необходимое количество провизии, пчела откладывает в ячейку яйцо (как правило, на поверхность пищи), замуровывает вход в нее землей, смешанной со слюной, и приступает к строительству следующей ячейки. Мать никогда не увидит своего потомства; тем не менее перед нами прекрасный пример заботы о нем. В зависимости от вида одиночная пчела за свою жизнь строит и заполняет от 6 до 20 и более таких ячеек.

Представители семейства Мегахилиды (Megachilidae) ведут себя несколько иначе. Пчелы этой группы обычно не выкапывают свою собственную норку, а используют имеющиеся пустоты или строят гнездо на поверхности. Самка заполняет ячейками найденное укрытие или прикрепляет их одну к другой компактным комком. Ячейки редко бывают правильной формы, по-видимому, из-за неоднородности используемых при строительстве материалов (кусочки листьев, камешки, смола, растительные волоски) и не выстилаются изнутри напоминающим целлофан или воск материалом. Это семейство включает в себя пчел-листорезов, которые искусно сворачивают ячейки из кружочков, вырезаемых из листьев определенных растений. В других отношениях поведение мегахилид примерно такое же, как у прочих одиночных пчел.

Жизненный цикл. После вылупления из яиц личинки питаются запасенной провизией, которой обычно достаточно для роста и развития на протяжении двух-трех недель. Затем личинка может окукливаться и превращаться в имаго или же оставаться без изменений еще многие месяцы. Взрослая стадия многих таких пчел длится всего несколько недель. Самка активна ранней весной, и уже к концу сезона появляются зрелые личинки, которые не развиваются дальше на протяжении всего лета и иногда даже осени и зимы. У видов с короткой личиночной стадией имаго формируются к осени и зимуют в гнездах.

Агрегация. Многие одиночные пчелы устраивают изолированные гнезда, находящиеся на значительном расстоянии от других. Однако некоторые виды гнездятся скоплениями, хотя каждая самка занимается только своим гнездом. Иногда это объясняется ограниченностью подходящего места. Например, некоторые виды гнездятся только в обрывах, состоящих из твердой глины. Если они редки в богатой пищей местности, неудивительно, что гнезда располагаются кучно. Но чисто физические ограничения не объясняют всех случаев агрегации. Часто можно видеть сотни и даже тысячи гнезд на участке земли площадью в несколько квадратных метров, ничем не отличающемся от окружающей территории, где гнезда полностью отсутствуют. По-видимому, на выбор места для их постройки влияет целый ряд различных факторов, которые еще неизвестны. В некоторых случаях образование скоплений можно объяснить тенденцией пчел возвращаться к месту своего появления на свет. Однако известно, что такие места быстро находят и другие особи, которых привлекает запах гнездящихся сородичей.

Другим проявлением тенденции пчел к агрегации служит формирование спящих групп. Самцы и – реже – самки многих одиночных видов собираются для ночевки в группы (рои) на стеблях растений, обычно сцепляясь друг с другом челюстями. Таким образом они могут ночевать на одном и том же месте много раз подряд.

Склонность к агрегации встречается даже среди представителей пчелиных, которых считают наиболее примитивными. Следующим шагом на пути к социальности, известным почти во всех семействах пчел, является встречающееся как исключение использование одной норки сразу двумя пчелами, каждая из которых, впрочем, выкапывает в ней собственные боковые ходы и в одиночку строит там ячейки. Такой тип поведения наиболее характерен для видов, образующих гнездовые скопления. Следующий уровень социальности, известный у нескольких видов, – постоянное использование одной норки несколькими самками или даже несколькими дюжинами самок при полной независимости их гнезд.