Бактерии – симбионты вестиментифер. Вестиментиферы. Гигантские черви подводных вулканов. Класс Погонофоры: Тип: Pogonophora = Погонофоры. Развитие и филогения погонофор

Гигантские черви подводных вулканов

Царство: Animalia, Zoobiota = Животные
Тип: Pogonophora = Погонофоры
Класс:Pogonophora = Погонофоры

Тип: Pogonophora = Погонофоры

Перейти в оглавление раздела:Погонофоры

... Симбионты вестиментифер – бактерии, которые окисляют сульфиды, ядовитые для тканей многоклеточных животных. Изучение микромира показало, что способные окислять соединения серы микроорганизмы, в основном широко распространены в гидротермальных биотопах. При этом они процветают не только в зонах повышенной вулканической активности в океане, но и на суше.

Микроорганизмы осуществляют окисление сероводорода, который протекает в определенной последовательности. Из серы или непосредственно из сероводорода сульфит получается с помощью фермента сульфидоксидазы. Дальнейшее окисление сульфита до сульфата может осуществляться по универсальному пути переноса электронов в цепи цитохромов с образованием АТФ, а также путем образования сульфата и молекулы АДФ, из которой в дальнейшем получается одна молекула АТФ. Получаемая энергия используется для фиксации углекислоты, аналогично тому, как это происходит при фотосинтезе.

Таким образом, для жизнедеятельности своих симбионтов и получения от них пищи вестиментиферы нуждаются в высоких концентрациях сероводорода. По своей экологии они являются характерными представителями хемобиоса – гетеротрофными организмами, ориентированными на использование органических веществ, полученных путем хемосинтеза. Но перейдя к питанию за счет хемоавтотрофных бактерий, вестиментиферы остались в целом аэробными организмами. В кислороде нуждаются и их основные симбионты. Однако одновременное наличие в среде восстановленных соединений и кислорода встречается в природе очень редко.

В настоящее время помимо гидротермальных выходов вестиментиферы найдены в зонах холодных высачиваний – преимущественно в районах подводных выходов метана и газогидратов и в местах, богатых разлагающейся органикой, – на трупах китов, где выделение сероводорода может продолжаться несколько десятилетий, а также на затонувшем судне, перевозившем бобы.

Часть видов вестиментифер поселяется в гидротермалях плотными колониями, свои трубки они прикрепляют к твердым породам не более чем в 1–1,5 м от жерла курильщика. Температурные градиенты вблизи выходов магмы исключительно высоки, а сама температура подвержена резким колебаниям. Есть данные, что в 1 м от жерла курильщика температура воды составляет всего 2 оС, но может повысится на 60о при перемещении всего на 6–8 см.

Влияние температуры на распределение вестиментифер изучено недостаточно. Известна лишь высокая устойчивость этих животных к перепадам температур, достигающим 60 оС. Верхний предел «терпимости» к повышению температуры у вестиментифер составляет 30–40 оС, хотя известно, что Ridgeia piscesae выдерживает температуру и 60 оС.

Вестиментиферы – раздельнополые организмы. Их самки производят огромное количество мелких яиц, которые подхватываются придонными течениями и разносятся на сотни километров. Выходящие из них плавающие личинки ведут свободный образ жизни в течение трех недель, используя питательные вещества, накопленные в яйце. Ведь гидротермальные источники или богатые разлагающейся органикой биотопы расположены в океане на расстояниях в десятки и сотни километров друг от друга. И лишь единичные личинки из миллиардов могут случайно оказаться в подходящем месте и дать начало новой популяции.

Взрослые вестиментиферы, несмотря на свои гигантские размеры и защитные трубки, иногда становятся жертвами крупных крабов, которые обкусывают их щупальца. У подножия поселения вестиментифер скапливаются крабы-мусорщики, брюхоногие моллюски и различные рыбы, а на их трубках поселяются различные ракообразные, моллюски, многощетинковые черви и другие животные....