Зяблик картинки - Содержание в доме: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги, Крук

Зяблик в доме

Зяблик в доме

Читать : Вьюрковые

Местные названия: снигарик (Харьковская область); зябок (Астраханская и другие области); сиверушка (в некоторых областях). Песню зяблика слышали все, кто хоть раз бывал в лесу или в парке весной. Это самый распространенный и многочисленный вид наших лесов. Поет свою песню зяблик с уверенной важностью и очень громко. В громкости его пения особенно убеждаешься, слушая птичку не в лесу, а в четырех стенах небольшой комнаты.

Зяблики — перелетные птицы, которые одними из первых возвращаются к нам весной. Через день-другой после прилета самец уже распевает свою звучную и бодрую песенку. Она звучит приблизительно так: «фью-фью-фью-ди-ди-ди-ля-ля-ля-ви-чиу». Окончание ее «ви-чиу» — росчерк, очень характерный для зяблика. Песня у него законченная, имеющая начало, середину и конец. Пропев песню, он после небольшой паузы повторяет ее снова. У зябликов встречаются вариации в пении. Некоторые поют на два напева, перемежая их. Опытное ухо улавливает разницу в пении двух зябликов почти всегда. У одного из них песня короче, как бы «рубленая», у другого длиннее — «россыпью». Начало песни иногда заимствуется у других птиц, только росчерк всегда остается зябличьим.

К недостаткам песни любители пения относят «оттолчку» — короткое и неприятное, несколько напоминающее звук икания («кик»), которым птички иногда заканчивают росчерк песни. Молодые зяблики поют всегда хуже старых.

Сильно отличаются зяблики из разных географических районов. Помню, как я, москвич- орнитолог, не узнал по пению сталинградского зяблика.

Песенка зяблика, простая и короткая, имеет много вариаций. Они специально изучались любителями зябличьей песни. «Основательное знакомство с этим пением,— говорит А. Брем,— обратилось в целую науку, которая, впрочем, требует своих собственных жрецов и навсегда останется темной для человека, непосвященного в ее тайны. .. .Особенной известностью пользуются любители зябликов в Тюрингии, Гарце и в Верхней Австрии за свое удивительное знакомство с вышеупомянутыми песнями. В то время как непривычное ухо находит в них только незначительное различие, эти люди с несомненной уверенностью различают до 20 и больше разнообразных колен, названия которых вызывают улыбку у несведующих, но тем не менее очень удачно выбраны и отчасти представляют собой картинное изображение самих колен». Ценятся у любителей «тисковые» зяблики. Они поют, словно выговаривая «тись-тись- тись-тись-блям-блям-блям-Федя». Так передал мне словами песню своего зяблика упоминавшийся уже И. И. Горемыкин.

Кроме песни, у зяблика наиболее известно его «пинь-пинь» (совсем как у синицы, только без последующего «таррарах»). Перед дождем, холодной погодой птичка «рюмит». Ее как бы дребезжащий выкрик звучит вроде «рю... рю...». Около гнезда зяблик еще может чирикать, почти как воробей.

Увлекшись описанием песни и голоса зяблика, мы упустили из виду, что и внешность у него очень нарядна. Голова и затылок самца серовато-голубые, спина бурая, у подхвостья зеленая, грудь и горло светлого винно-красного цвета. На темных, почти черных крыльях по две белые полоски Белые пятна есть и на крайних перьях хвоста; они резко бросаются в глаза при взлете птички. У самочек и молодых нет красного цвета, они более серые.

Птицеловы ловят зябликов в западню после весеннего прилета. Приманкой служит самец, посаженный в среднее отделение западни. На его песню прилетает зяблик. Он рвется вступить в драку и прогнать чужака, появившегося в пределах его гнездового участка. Осенью птичек ловят сетью на полях или у опушек. Ко времени отлета зяблики сбиваются иногда в громадные стаи. В западню в эту пору они не идут.

Неволю зяблик переносит достаточно хорошо, но никогда не становится такой ручной птицей, как чижи или снегири. В связи с дикостью выдерживать пойманных птиц в кутейках - мягких, обтянутых материей клеточках — нужно особенно долго. Поместив зяблика в клетку, приходится закрывать ее белой материей, чтобы он не видел человека. Даже через несколько месяцев, если протянуть руку к клетке с птичкой, она панически бросается на решетку, бьется и с трудом успокаивается.

В общей вольере зяблики терпимы, но не всегда: среди них очень часто попадаются большие задиры. Встреча двух самцов в одной вольере обычно заканчивается жестокой потасовкой.

К корму зяблики не взыскательны: им можно давать самые различные мучнистые семена. Более всего любят они канареечное семя. В самых малых количествах допустима конопля: болезнь глаз и нарыв от нее появляется у зябликов едва ли не скорее, чем у поползня. Л. Б. Бёме рекомендует еще муравьиные яйца, небольшие порции мяса, тертую морковь и каши. У меня зяблик никогда не отказывался от мучных червей.

У московского любителя птиц И. И. Горемыкина зяблик в неволе прожил 12 лет. Это, по-видимому, предел его долголетия. Сарка или кавказский зяблик, как почему-то называют юрка, московские птицеловы, нечасто встречается в клетке, самец очень красив, особенно в весеннем пере. У него атласно-черная голова и рыжая грудка. «Что же касается его пения, то оно очень неказисто,—как говорит Д. Н. Кайгородов,—и состоит из бессвязного набора разных вовсе не музыкальных звуков» Живший у меня около трех лет самец ни разу не подал голоса.

Источник: К.Н.Благосклонов. ПТИЦЫ В НЕВОЛЕ. Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения УСФОР. МОСКВА • I960