Колпики, колпицы. Род: Platalea Linnaeus, 1758 = Колпики, колпицы. Ибисы, ибисовые. Семейство: Threskiornithidae Poche, 1904 = Ибисы, ибисовые. Голенастые, аистообразные:Отряд: Gressores (Ciconiiformes) = Голенастые, аистообразные: биология, экология, раз

Вид: Platalea leucorodia = (Обыкновенная) колпица

Вид: Platalea leucorodia Linnaeus = (Обыкновенная) колпица

Читать : Колпица обыкновенная

ФотоКОЛПИЦА (Platalea leucorodia) Ареал обитания: Редкий вид с неуклонно сокращающейся численностью.

Длина крыла 370-410 мм. Обитает на водоемах степной зоны.

Распространение. В России в настоящее время гнездится в Восточном Приазовье, на Пролетарском водохранилище, на оз. Маныч-Гудило, Восточном Маныче, на оз. Хоната (Сарпинская система озер), на лиманах в районе г. Волжска (Волгоградской обл.), на Состинских озерах Калмыкии, в северной части Волго-Ахтубинской поймы, в дельтах Волги, Терека и некоторых других водоемах равнинного Дагестана, возможно - на некоторых озерах долины Кумы. В восточных районах, вероятно, гнездится в Туве, встречается на оз. Ханка (1 - 6).

Гнездится на Украине, Азербайджане, Туркмении, Казахстане, в странах Юго-Восточной Европы, Северо-Восточной Африки, Передней, Средней и Малой Азии, в Индии, Монголии, Китае (1) . Ареал вида существенно сократился. В первой половине ХХ в. колпица исчезла с ряда озер Волжско-Уральского междуречья, устья Абакана, низовий Зеи, Амура, перестала регулярно гнездиться на оз. Ханка. Численность колпиц в районах, где этот вид еще сохранился, значительно сократилась. Гнездится на озерах, в поймах и дельтах рек с труднодоступными крепями тростника, иногда с массивами ивняков. Изредка заФотоселяет соленые, без надводной растительности, водоемы с островами. Гнездовые стации - тростниковые заросли, ветвистые (средневозрастные) насаждения ветлы, изредка - острова, покрытые лебедой. Кормовые стации - открытые мелководья с илистым дном, нередко удаленные от мест гнездования на несколько километров.

Колпица - колониально гнездящаяся птица. В тростниковых зарослях и ивняках чаще всего образует самостоятельные поселения или присоединяется к колониям цапель и бакланов, на открытых островах гнездится совместно с чайками, пеликанами, серой цаплей. В отдельных колониях насчитывается от нескольких пар до нескольких десятков, изредка сотен пар. Летне-осеннее и зимнее размещение имеет следующие особенности. Птицы, гнездящиеся в Восточном Приазовье и долине Маныча, отлетают на зимовку в юго-восточном направлении - на Дагестанское побережье Каспия и далее к югу - в Азербайджан, Иран, Пакистан и Индию. Возможно, часть колпиц из Восточного Приазовья мигрирует на юго-запад и зимует в Северо-Восточной Африке. Колпицы из дельты Волги движутся вдоль побережий Каспия и зимуют в Индии (7).

Численность. До середины ХIХ в. в основных районах обитания колпица была весьма обычным видом. На границе ХIХ и ХХ вв. наблюдалось рез- кое снижение численности, в 40-х - начале 50-х гг. численность восстанавливается, а с середины 60-х гг. вновь резко падает.

В дельте Волги число гнездящихся колпиц в 30-х гг. возросло до 0,5 тыс. пар. С середины 40-х до начала 50-х гг. численность вида уже достигла 2,5 тыс. пар. В 1955 г. на всей территории в дельте Волги гнездилось только 1,5 тыс. пар. В 1968 г. в этом районе учтено 0,9 тыс. пар, в 1974 - 1,2 тыс., в 1980 г.- 0,5 тыс. пар (8 - 11).

В Дагестане высокая численность колпицы наблюдалась до начала 50-х гг., позднее, по мере освоения водных угодий, она стала снижаться. В 1971 - 1975 гг. гнездящихся птиц здесь было 300 - 320 пар (4, 12) . В Восточном Приазовье современная численность вида, по сравнению с 50-ми гг., существенно не изменилась и составляет ориентировочно 150 - 200 пар. На Западном Маныче (Пролетарское водохранилище), по сравнению с концом 40-х гг., она заметно сократилась. По проведенным здесь учетам 1977 - 1978 гг., численность колпицы возросла от 140 до 200 гнезд (5, 6).

На оз. Маныч-Гудило и Восточном Маныче численность колпиц в настоящее время, по сравнению с 50-ми гг., существенно возросла. В 1969 - 1980 гг. она не претерпевала резких колебаний, изменяясь от 241 до 360 пар (2) . В других районах России, по учетам 1986-1987гг. гнездилось следующее количество колпиц: в Ростовской обласчти360-390, Краснодарском крае- 258, Ставропольском - 237, Волгоградской области - 17, Дагестане - 40, Калмыкии - 1539, Астраханской области - 300, Уральской - 300 пар(14). Современная численность в России ориентировочно составляет 3 тыс. гнездящихся пар.

Лимитирующие факторы. На темпах прироста численности существенно сказываются репродуктивные показатели вида. В кладке обычно 4 яйца, изредка 3 или 5 яиц. В среднем одна пара колпиц выращивает трех птенцов. В дельте Волги многие кладки разоряются серой вороной, на Маныче нередки случаи массовой гибели птенцов от ливневых дождей с градом.

Численность вида лимитируется также особенностями питания. В рационе колпиц преобладают личинки водных насекомых, реже - сами насекомые, рачки бокоплавы, иногда - мелкие моллюски, лягушата и мальки - фауна мелководных водоемов. В результате уменьшения обводненности засушливых территорий к концу ХIХ - началу ХХ вв. заметно сократилась общая площадь местообитаний вида. На состоянии численности отрицательно сказался также хищнический отстрел с целью заготовок шкурок. С середины ХХ в. зарегулирование стока рек и массовый забор воды на орошение еще более сократили площадь водоемов и особенно открытых мелководий - кормовых стаций вида. По этой же причине снижение стока аллювия уменьшило темпы прироста суши дельт и соответственно прирост площадей ивняков - гнездовых стаций. Одновременно усилились освоение и преобразование водных угодий, возрос фактор беспокойства в гнездовой период.

Меры охраны. На территории России охота на колпицу запрещена. Вид внесен в Приложение II к Конвенции СИТЕС. Необходимо сохранить наиболее ценные водоемы засушливых территорий путем правильного использования стока воды. Следует создавать здесь мелководные участки акватории. В дельтах рек целесообразно запрещение рубок леса в местах расположения колоний вида и расжирение лесовосстановительных работ.

Требуется организовать заказник областного значения в пойме Бейсуга (Восточное Приазовье) и республиканский заказник - в дельте Терека, а в местах появления новых колоний - сезонные заказники с режимом, исключающим всякую хозяйственную деятельность в весенне-летний период.

Источники информации: 1. Спангенберг, 1951а; 2. Кривенко, 1981; 3. Падутов, Савицкий, Аршиев, 1975; 4. Пишванов, 1975; 5. Казаков, Ломадзе, Гончаров, 1981; 6. Казаков, Ломадзе, Языкова, 1981; 7. Кищинский, 1978; 8. Кривенко, 1975; 9. Бондарев, 1975; 10. Кривоносов, Гаврилов, 1981; 11. Гаврилов (личн. сообщ.); 12. Коленов, 1981; 13. Кузин (личн. сообщ.); 14. Стоцкая, Кривенко, 1988. Составитель: В.Г.Кривенко