Японский [уссурийский] журавль.Вид: Grus japonensis (Muller) = Японский [уссурийский] журавль. Журавли, журавлеобразные:Отряд: Gruiformes = Журавли, журавлеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Grus japonensis = Японский [уссурийский] журавль

Вид: Grus japonensis (Muller) = Японский [уссурийский] журавль

ЖУРАВЛЬ ЯПОНСКИЙ (Grus japonensis) возможно самый красивый из журавлей: снежно-белый, с бархатно-черными головой и шеей и черными второстепенными и удлиненными третьестепенными маховыми перьями. От глаза к затылку и далее на шею спускается широкая белая полоса, а лоб и темя украшены ярко-красной «шапочкой», образуемой неоперенной кожей. Он же один из крупнейших журавлей: рост чуть более 150 см, масса самцов 10—12 кг.

Существуют 2 разобщенные популяции японского журавля — континентальная и островная. Область гнездования континентальной популяции охватывает бассейн нижнего и среднего течения Амура и восточное побережье озера Ханки, а за пределами нашей страны — Северо-Восточный Китай. Островная популяция занимает юго-восточную часть острова Хоккайдо в Японии. В России ареал японского журавля не сплошной, а в виде отдельных пятен. На Хоккайдо журавли гнездятся в приморской полосе, в болотах Куширо и вокруг озера Фурен. Гнездящиеся у нас журавли совершают регулярные сезонные миграции, островная популяция оседлая. Японские журавли с нашей территории зимуют на Корейском полуострове и, по всей вероятности, в Китае, в долине реки Янцзы. В Японию, как это предполагалось ранее, наши птицы не летают.

Типичные места гнездования японского журавля в нашей стране — это обширные осоково-пушицевые болота и осоково-вейниковые заболоченные луга по долинам рек и у озер. Такие участки перемежаются ленточными лиственнично-березовыми колками. Весной и летом эти болота сравнительно легко доступны человеку, и поэтому журавли устраивают гнезда только в самых топких местах с высокой травой. В Японии журавли в гнездовой период придерживаются иных мест: они строят гнезда в глубоких и густо заросших тростником болотах, почти недоступных для человека, но вкрапленных в сельскохозяйственный ландшафт; поэтому птицы кормятся в полях неподалеку от гнезда. Гнездовые участки очень большие, до 7 км2. К гнездованию журавли приступают рано: на материке — во второй половине апреля, а в Япопии еще раньше — в конце марта.

Гнездо типичное для журавлей, довольно массивное, располагается у самой воды, в гуще тростника или осоки, построено из грубых стеблей тростника, нередко с добавлением ветвей. В полной кладке 2 очень крупных и более светлых, нежели у серого журавля, яйца. Смертность птенцов очень велика — до 37%. Основная причина ее — агрессивное отношение друг к другу пуховых птенцов в первую неделю жизни. Поэтому семьи с 2 подросшими молодыми относительно редки. Питается японский журавль смешанной пищей, однако среди наших журавлей он наиболее животноядный.

Основу корма составляют рыбы, лягушки и водные беспозвоночные — рачки, моллюски, личинки водных жуков и т. д. Однако и растительные корма играют в питании японского журавля определенную роль, особенно осенью. Положение с охраной японского журавля сейчас крайне напряженное. По самым оптимистическим подсчетам, на нашей территории гнездится 40—50 пар, может быть, в последние годы чуть больше. В Японии обитает около 250 птиц, остальная часть журавлей гнездится в Китае. Мировая численность составляет' не более 1500 особей.

Основные неблагоприятные факторы па территории нашей страны — это осушение и мелиорация болотистых участков, необходимых для гнездования журавлей. Вторая причина низкой численности — весенние и осенние палы, когда специально выжигается сухая трава на болотах. В результате нередко гибнут гнезда журавлей, а если нет, то исчезают заросли густой травы, необходимые для устройства гнезда. Не искоренено еще и браконьерство.

В Японии основная причина смертности журавлей — гибель от удара о провода электросетей. Разрабатывается технология искусственного вольерного разведения для последующего пополнения природных популяций.