Монгольский жаворонок. Вид: Melanocorypha mongolica (Pallas, 1776) = Монгольский жаворонок. Жаворонковые. Семейство: Alaudidae = Жаворонковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размнож

Вид: Melanocorypha mongolica = Монгольский жаворонок

Вид: Melanocorypha mongolica = Монгольский жаворонок

Семейство: Alaudidae = Жаворонковые

Фото У монгольского жаворонка голова и плечи окрашены в рыжеватые или коричневые тона. На крыле имеется широкая полоса белого цвета, которая хорошо видна и у сидящей птицы. По  бокам груди располагаются черные пятна.

Монгольский жаворонок распространен на западе от восточного подножья Монгольского Алтая и восточных отрогов Тянь-Шаня и дальше на восток до Большого Хингана. На северу ареал монгольского жаворонка простирается до оз. Убсу-Нур, долины Тес-Хем, среднего течения Селенги, а в Забайкалье серерная граница проходит примерно по 51-й параллели. К югу ареал доходит до оз. Кукунор и Ордос.

Биология и экология монгольского жаворонка изучалась в Туве, где она относительно редкая но гнездящаяся птица. Монгольский жаворонок является весьма осторожной птицей, поэтому подойти к нему на расстояние 70-80 м и ближе практически невозможно. Для укрытия монгольский жаворонок использует высокотравную растительность и при появлении человека он некоторое время убегает по земле, скрываясь за куртинами растительности (типчака, ковыля или чия), и только затем взлетают.  Садится на землю вновь монгольский жаворонок лишь отлетев на значительное расстояние. После этого он вновь начинает перемещаться пешком, скрываясь в высокой траве. Молодые птицы немного пробежам по земле, довольно часто затаиваются, становясь практически незаметными среди растительности, благодаря защитной окраске.

В пределах Тувы монгольский жаворонок является стенотопным видом, обитая на мягких почвах на участках целинных ковыльно-злаковых степей. Иногда он встречается на залежах между пашнями, но обязательным условием во всех случаях является  наличие высокого и относительно густого травостоя.

Гнездиться монгольский жаворонок начинает с конца апреля, а первых числах мая уже можно встретить кладку из нескольких яиц. А вот последних поющих самцов на территории Тувы наблюдали в конце августа. Но судя по изученным гонадам нескольких осмотренных самцов, которые оказалисьне развитыми, уже в середине июля у самцов полностью закончился период размножения. Соотношение полов в тувинской популяции у монгольских жаворонков соотносится примерно как 1:1. Птенцы монгольского жаворонка в недельном возрасте способны покидать гнездо и перепархивать с места на место. Начавших летать молодых птиц в полете часто сопровождают родители. В выкармливании птенцов участвует оба родителя, в том числе принимает активное участие в этом процессе и самец. В последних числах июля можно наблюдать редкие стаи монгольских жаворонков, перепархивающих с места на место и состоящиж из молодых и взрослых птиц разных полов.

Монгольский жаворонок в летний период питается в основном насекомыми, является типичным энтомофагом. Из насекомых в его рационе наиболее часто встречаются: муравьи, из  жесткокрылых: долгоносики, жужелицы, чернотелки, листоеды, а также различные прямокрылые и другие насекомые. Монгольские жаворонки не отказываются и от семян злаков, но они составляют от общей массы съеденного корма незначительную долю. В осенне-зимний период монгольские жаворонки почти полностью переходят на питание семенами растений, в то время как насекомые составляют лишь около 10% их рациона. Для улучшения переваривания и перетирания жестких семян злаков, жаворонки заглатывают мелкие камешки, выполняющие в желудках роль гастролитов.