Песня щегла, видео. Обыкновенный щегол. Вид: Carduelis carduelis Linnaeus, 1758 = (Обыкновенный, черноголовый) щегол.

Вид: Carduelis carduelis = (Обыкновенный, черноголовый) щегол

Вид: Carduelis carduelis Linnaeus, 1758 = Обыкновенный щегол

Читать : Щеглы; Содержание щегла в доме

С этой красивой птичкой легче всего познакомиться осенью или зимой. Пустыри но окраинам города или деревни, близ полей и огородов, где разрослись заросли чертополоха, — излюбленные места щеглов. Основной корм их в это время — семена сорных и огородных растений (репейника, чертополоха, татарника, лопуха, осота, серпухи, василька, цикория, одуванчика и многих других сложноцветных), а также и некоторых древесных (березы, ольхи, вяза, тополя).

Стайка щеглов, кормящаяся на головках чертополоха, представляет очень красивую картину. Ярко пестрые птицы, мелькая красными, желтыми, черными и белыми пятнами оперения, с оживленной перекличкой возятся на головках репейника, привешиваются к ним во всевозможных позах и ловко достают своими острыми светлыми клювами узкие семена.

Перепархивают они, точно яркие бабочки. Звон стоит от громких, звенящих возгласов: “ци-пить, ци-пить, ирглить-ирлить, фриу, попить, попить...” и т. д., с разнообразнейшими вариациями. Здесь же, на сухих стеблях, устроились несколько уже сытых птиц и распевают свою громкую щебечущую песню. Некоторые звуки ее очень чистые и приятные. Резкие выкрики подравшихся птиц (“рэ-рэ-рэ”) громко раздаются в холодном воздухе и еще более усиливают шум.

Если присмотреться к птицам, сидящим более смирно, то можно видеть детали их пестрой окраски. Бросается в глаза красное “лицо” (лоб и горло), а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. Спина коричневая. Коричневый оттенок (пятна) заметен также на белой груди. Темя, затылок и скобочки вокруг белых щек — черные. В черном хвосте мелькают белые пятнышки. А в общем, в оперении щегла красивое сочетание пяти цветов: черного, белого, красного, желтого и коричневого. Самка окрашена сходно с самцом, но ее красная маска, или “лицо”, меньше и бледнее, а черная полоса на затылке уже. У молодых в гнездовом пере (летом) на голове еще нет ни черных, ни красных тонов — она вся коричневато-бурая, с продольными мелкими пестринками. Такие же пестрины заметны на спине и особенно на груди. Но желтое зеркальце на крыльях (от желтых краев у маховых) у них выражено хорошо. Длина птицы 13 сантиметров (меньше воробья).

Окраска и другие признаки щегла довольно изменчивы в различных частях большой площади его обитания. Так, например, сибирские щеглы крупнее европейских и желтая полоска на крыльях у них больше. На Алтае, в Казахстане и в смежных областях встречается седоголовый щегол, у которого на голове нет черного цвета, а верхняя сторона серая. В Европейской части России выделены подвиды (по окраске и размерам): в Поволжье, Крыму, на Кавказе (короткоклювая форма).

В северо-восточном углу Европейской части России щегол доходит до 58-60° северной широты (на Урале), а к востоку, за Уралом, распространен до Енисея и Алтая. Уже в средней полосе щеглы частично оседлы, но более северные особи откочевывают на зиму южнее. Много сибирских щеглов зимует в Средней Азии.

Так же, как и зеленушка, щегол — не лесная птица. С осени и зимой, во время кочевок, стаи щеглов придерживаются открытых мест и опушек, где находят в изобилии свой основной корм — семена. В эту пору стаи достигают больших размеров (в несколько сот особей) и очень заметны. Накануне весны, в феврале-марте, число щеглов в средней полосе даже увеличивается, так как идет пролет к северу. Но в апреле вы уже не найдете щеглиных стай: птицы разлетелись на гнездовья. А гнездится щегол всегда в одиночку, то есть далеко пара от пары. Поэтому-то летом эти птицы гораздо менее заметны, чем осенью и зимой.

Гнезда устраиваются на высоких деревьях, растущих на опушке или же одиночных, среди полей, кустарников, в садах. Расположены они обычно высоко, ближе к вершине (не ниже 3-4 метров). Щегол строит гнездо очень плотно (в виде чашечки) из тонких стебельков мха, внутри выстилает растительным пухом (из плодов тополя, ивы), а снаружи обкладывает лишайниками под общий тон дерева, поэтому снизу гнездо заметить очень трудно.

Однако определить его приблизительное местонахождение можно по поведению птиц, особенно самца. Он часто усаживается на самую макушку дерева (березы, осины, тополя), на котором находится гнездо, и с азартом, скороговоркой щебечет свою громкую разнообразную по звукам песню. Интересно при этом наблюдать его телодвижения. Он порывисто повертывается из стороны в сторону, нагибается, точно кланяется, и каждая ухватка сопровождается громкими выкриками в непрерывно льющейся песне. А если с гнезда слетит самка, то певец стремительно бросается к ней, вертится и стрекочет. Самка топорщит оперение и трясет крылышками. В пору постройки гнезда тут же происходит спаривание.

Яйца щеглов так же характерны, как и их гнезда. Их бывает не более шести. По основному голубоватому фону они покрыты резко очерченными фиолетовыми пятнышками и штрихами, гуще на тупом конце. Длина яиц 16-17 миллиметров.

По имеющимся наблюдениям, самец почти не принимает участия ни в постройке гнезда, ни в насиживании яиц. Развитие их продолжается, как и у всех мелких птиц, 12-13 дней. Старые птицы носят птенцам преимущественно насекомых. Особенно любят щеглы лиственных тлей, скопляющихся иногда в большом количестве на концах ветвей. Найдя пораженные тлями деревья, щеглы постоянно летают туда за этой легкой добычей, и зобы у птенцов бывают набиты этими насекомыми. В пристрастии щеглов к тлям заключается основная польза этих птиц (наряду с истреблением семян различных сорняков).

Выводки щеглов держатся по высоким деревьям, обычно в долинах рек. Их легко узнать по резкому, цикающему крику молодых, осаждающих родителей с просьбой корма. Со звонким, высоким “пи-ци, пи-ци-ци, пи-ци-ци...” гоняются птицы одна за другой, спускаются к воде или кучкой в 5-7 штук (выводок) перелетают открытые пространства в поисках корма. С половины лета выводки сбиваются вместе в стаи, которые и начинают кочевать по кормным местам (пустырям), постепенно направляясь к югу.

Зимние перекочевки щеглов всецело зависят от урожая кормовых семян и от снегопадов, засыпающих иногда места их кормежки. Холодов же они не боятся.

Читать : Щеглы