Птица щегол Обыкновенный щегол. Вид: Carduelis carduelis Linnaeus, 1758 = (Обыкновенный, черноголовый) щегол. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Carduelis Brisson = Щеглы

Вид: Carduelis carduelis Linnaeus, 1758 = Обыкновенный щеголФото

Читать : Обыкновенный или черноголовый щегол; Содержание щегла в доме

Обыкновенный щегол имеет оригинальную окраску, благодаря которой спутать его с какой-либо другой птицей даже на расстоянии практически невозможно. У щегла передняя часть головы ярко-красная, верх головы черного цвета, а щеки белые. Белого цвета и надхвостье, а спина каштановая. Молодых птиц можно легко отличить от взрослых птиц по отсуствию красных перьев на голове, а на их спине и груди имеются мелкие пестрины. Полет у обыкновенного щегла волнообразный.

Обыкновенный щегол часто поет, усевшись на электрические провода или вершину дерева. Его песня представляет собой красивые звонкие трели, а крик можно передать как звонкое “пить-пили-пить”.

Распространение у щегла довольно обширное. Его ареал занимает Украину, Беларусь, Европейскую части России, Западную Сибири и Кавказ. Сплошных лесных массивов щегол избегает, а предпочитает жить надеревьях по опушкам лесов, в садах и парках.

Основу его пищевого рациона составляют различные насекомые и их личинки, в частности, щеглы уничтожает очень много тлей. Питаются щеглы и семенами, а осенью и зимой они кормится в основном на кустах чертополоха, репейника. В холодное время стайки щеглов часто залетают в города, где их можно увидеть на пустырях, заросших бурьяном.

Гнездятся щеглы преимущественно в лиственных и смешанных разреженных лесах, светлых рощах, дубравах, негустых пойменных лесах, чередующихся с выгонами, пахотными участками, большими полянами. Чистых хвойных лесов избегает, но гнездится в хвойных насаждениях с примесью лиственных (березы, осины, дуба).

Свое гнездо щегол устраивает на высоких деревьях, расположенных на опушке, или же на одиночных деревьях среди полей, кустарников, в садах. Помещает его на горизонтально отходящих от главных стволов ветвях высоких деревьев, далеко от главного ствола и, как правило, на значительной высоте, не ниже 4-6 м от земли. Гнездо представляет собой красивое, изящное, прочное сооружение в виде плотной чашечки правильной полушаровидной формы с толстыми боковыми стенками и округлым углубленным лоточком. Диаметр гнезда 90-100 мм, диаметр лотка 40-55 мм, глубина лотка 25-40 мм.

Боковые стенки остова гнезда свиты из тонких и гибких стебельков и корешков травянистых растений, плотно переплетенных между собой и скрепленных паутиной. Снаружи в стенки гнезда вплетены кусочки мха, растительного пуха, обрывки березовой коры, лишайники. В отличие от гнезда зяблика мох в строительном материале не занимает значительной доли. Подстилка состоит в основном из растительного пуха (чаще всего ивы и тополя) с примесью конского волоса, шерсти и перьев.

Несмотря на раннюю разбивку на пары, они к постройке гнезд приступают сравнительно поздно, когда деревья покрываются листьями, т. е. примерно в начале мая. Как правило, в центральных и южных областях щеглы выводят птенцов дважды в год. Первые кладки в центральных областях бывают в конце мая. Кладка из 4-5 зеленовато-белых или голубоватых яиц, покрытых фиолетовыми пятнышками. Размеры яиц: (17-19) х (13-14) мм. Насиживание яиц у щегла длится 13-14 суток, и примерно столько же времени птенцы находятся в гнездах. Из гнезд птенцы вылетают во второй половине июня, после чего они еще в течение 6-8 дней подкармливаются родителями, и только потом переходят к самостоятельному образу жизни.

Щеглы — оседлые и нерегулярно кочующие в осенне-зимний период птицы. Зимой можно встретить кочующие по открытым местам стайки щеглов, в основном не покидающие свои районы гнездования.

Читать : Обыкновенный или черноголовый щегол