Белобровик. Вид: Turdus iliacus Linnaeus, 1766 = Белобровик. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Turdus iliacus = Белобровик

Вид: Turdus iliacus Linnaeus, 1766 = БелобровикФото

Читать : Дроздовые

Внешний вид. Мелкий дрозд (со скворца), спинная сторона оливково-бурая, брюшко белое с черными крапинами, крыло снизу и бока ржаво-рыжие, над глазом желтовато-белая бровь.

Песня состоит обычно из двух различных частей: начало песни громкое, свистовое и иногда очень красивое — правильной гаммой вниз (в 5-6 свистов) или же в виде четырехсложного, тоже свистового и громкого выкрика “фи-чуй-чуй-чуй”, тоже понижающегося. А дальше следует оживленная и очень разнообразная по звукам скрипотня, быстро обрывающаяся. Тревожный крик — громкий треск “трик-трри-трри...”, глуховатое “кук... кук... кук...”. В целом, позывка белобровика сходна с криком певчего дрозда — цикающий, вроде “цсии...”крик.

Местообитания. Обитает преимущественно в смешанных лесах, прФотоедпочитая разреженные участки, вырубки, опушки.

Питание. Питается червями, моллюсками, насекомыми.

Места гнездования. Гнездится в лиственных и смешанных лесах, в лиственном подросте или на вырубках с пнями и молодым хвойным подростом.

Месторасположение гнезда. В расположении гнезда у белобровика замечается своеобразная особенность: часто оно находится не просто на ветвях, а на более прочной основе — в середине прогнившего пенька, либо в развилке толстых стволов дерева, либо на конце обломанного ствола или в вывороченных корнях большого упавшего дерева; нередко его можно встретить и просто на земле среди кустиков брусники и иной растительности.

Если гнездо свито на ветвях, то всегда на небольшой высоте, чаще до 1 м от земли.

Строительный материал гнезда. Гнездо сплетено из сухих стебельков, травинок, скрепленных землей и глиной. Подстилка из тонких сухих травинок и корешков.

Форма и размеры гнезда. Гнездо чашеобразной формы. РаФотозмеры гнезда мельче, чем у гнезд рябинника и дерябы: диаметр гнезда 110-120 мм, диаметр лотка 90 мм, глубина лотка 40-50 мм.

Особенности кладки. Кладка из 5-6 голубовато-зеленых яиц с густыми нечеткими красновато-бурыми мелкими пятнами. Размеры яиц: (25-27) х (18-20) мм.

Сроки гнездования. Сроки размножения у белобровика примерно те же, что и у других видов дроздов.

Распространение. Распространен в лесах и лесотундре от западных границ России до Байкала, Якутска и низовий Колымы.

Зимовка. Зимой кочующих птиц можно встретить на Кавказе, часто в стаях рябинников.

Описание Бутурлина. Белобровик очень похож на певчего дрозда, но немного меньше его (длина около 21 сантиметра) и потемнее сверху. Нижняя сторона не такая охристая, и пятна на груди более продолговатой формы. Горло беловатое. Над глазом светлая бровь. У летящей птицы можно заметить красновато-ржавую окраску боков и подмышечных перьев. Самка неотличима от самца. Но все эти признаки недостаточны для узнавания белобровика на расстоянии, и не всегда удается рассмотреть их у птицы в природе. Основными отличиями служат голос, повадки и места обитания.

Этот дрозд — более северный, чем певчий. Он распространен в Европе и Азии к северу до предела древесной растительности, местами даже близ самого побережья Ледовитого океана (например на Мурманске, у полуостровов Канина, Ямала, в устье Колымы). Южная граница гнездовой области в России идет приблизительно по реке Оке, Средней Волге и далее через южный Урал к Красноярску и озеру Байкалу. Осенью стаи белобровиков появляются в южных областях — в Средней Азии, на Кавказе, Украине — или пролетают на зимовки далее, в Южную Европу, Малую Азию и Северную Африку. На всем протяжении своей площади обитания этот вид не образует ни одного географического подвида, но встречаются особи беловатые снизу или же заметно охристые.

В более северных местах белобровик держится летом в березовом мелколесье или в разреженных участках тайги. Южнее, например в Чувашии или на Урале, он гнездится в смешанных лесах, в лиственном подседе или на вырубках с пнями и молодым хвойным подростом (здесь иногда соседствует с певчим).

В расположении гнезда у белобровика замечается интересная особенность: часто оно устраивается не просто на ветвях, а на более прочной основе — то в середине прогнившего пенька, то на конце обломанного ствола или в вывороченных корнях большого упавшего дерева. Гладкое дно гнезда всегда бывает выстлано сухими травинами и тонкими корешками, и эта особенность хорошо отличает гнездо белобровика от гнезд певчего дрозда. По яйцам также различие отчетливое: яйца белобровика меньше и имеют зеленоватую окраску, с густым и мелким рыжеватым краном. В полной кладке бывает до 6 яиц. Самка и самец насиживают их в течение тринадцати-четырнадцати дней. Поселившись весной в каком-нибудь месте, пара белобровиков почти все время держится в районе гнезда, улетая только на водопой.

Как и певчие дрозды, они кормятся на земле, разыскивая под сухой листвой и во мху червей, слизняков и насекомых. Этим же кормом выкармливают и птенцов. Потревоженный белобровик сначала затаивается, то есть сидит совершенно неподвижно, иногда даже в нескольких шагах от человека. Если же его вспугнуть, то он отлетает поодаль с довольно громким криком: “трик-трри-трри...” и из чащи деревьев следит за каждым вашим шагом, изредка издавая глуховатое “кук... кук... кук...”.

Сразу же после прилета (а на юге и во время пролета) самцы начинают петь. В местах, где белобровики многочисленны, их свистовое и скрипучее пение вносит много оживления в лесной хор певцов. Поющий белобровик всегда усаживается на самую вершину дерева; весной скрипучую часть своей песни иногда поет и на лету.

Около гнезда с птенцами белобровики так же беспокоятся, как и певчие дрозды, но мало обращают внимания на осмотр гнезда, даже ежедневный. Птенцы-слетки очень симпатичны. Густо крапчатые, кургузые, большеногие и желторотые, с торчащими на затылке и у бровей пушинками, они иногда рядком сидят на ветке, поджидая родителей с кормом. Их легко выкормить искусственно муравьиными яйцами и мухами.

Белобровики нередко делают два вывода в лето и иногда гнездо для второй кладки устраивают над первым, на том же месте. После гнездования выводки и небольшие стаи кочуют по лесам и речным уремам и, кроме животной пищи, едят некоторые ягоды. Но ягодный корм в питании белобровиков никогда не занимает главного места, и поэтому осенью они на севере долго не задерживаются. Отлет происходит иногда и в общих стаях с певчими дроздами. Вообще белобровик очень часто присоединяется к стаям других видов дроздов (рябинников, черных).