Настоящие скворцы. Род: Sturnus = (Настоящие) скворцы. Скворцовые. Семейство: Sturnidae Rafinesque, 1815 = Скворцовые: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Sturnus = Настоящие скворцы

Вид: Sturnus vulgaris Linnaeus, 1758 = Обыкновенный скворец

Читать : Розовый скворец

Sturnus vulgaris Linnaeus, 1758 = Обыкновенный скворец

Обыкновенный скворец по внешнему облику представляет из себя короткохвостую птицу размером с дрозда. Он имеет блестяще-черную окраску оперения, а осенью и зимой на нем хорошо видны частые белые крапинки. Но за зиму к весне светлые кончики перьев постепенно стираются, поэтому белые крапинки в окраске оперения исчезают. Молодые птицы отличаются от взрослых темно-бурой окраской оперения и более светлым горлом. Обыкновенный скворец - это типичная бегающая по земле птица, в отличие от дроздов и других птиц, передвигающихся прыжками. Полет скворца прямолинейный.

Ареал обыкновенного скворца довольно обширен. Он распространен на западе от грвниццы Европы и на восток доходит до Забайкалья, отдельные залеты зарегистрированы и на юге Дальнего Востока России. По освоенным земледельческим районам обыкновенный скворец на севере своего ареала поникает до северной тайги. В пределах ареала он обычен в степях, редколесьях, а также населенных пунктах. В целом, он предпочитает селиться в открытых культурных ландшафтах с растущими там древесными насаждениями, а также парки и сады.

Основу пищевого рациона скворца соствляют как животные корма, так и растительные корма. После завершения периода гнездования скворцы собираются в большие плотные стаи. Перелетный вид, улетающий на зимовку в Северную Африку, в Индию или в Южную Европу. В зимние месяцы встречается и на Кавказе и в ряде южных или больших городв, причем из года в год стаи скворцов нередко зимуют в одних и тех же скверах и парках.

Sturnus vulgaris Linnaeus, 1758 = Обыкновенный скворец

Песня обыкновенного скворца состоит из свистов и скрипов, а также подражаний другим птицам и различным шумов В песне скворца вернувшегося с зимовки, иногда  можно услышать голоса некоторых субтропических птиц. Крик скворца  состоит из разнообразных мяукающих звуков, которык нередко можно услышать из летящей стаи.

На места постоянного гнездования обыкновенные скворцы прилетают довольно рано, обычно в марте, когда на полях только появляются проталины. Они сразу же занимают гнездовые места, а в апреле в гнездах можно обнаружить яйца. У нас скворцы обычно гнездятся у жилищ человека. Они занимают как специально сделанные и вывешенные для скворцов искусственные гнездовья, так и различные ниши под крышами и балконами и т. п. При возможности иногда заселяют дуплистые деревья, расположенные поблизости от населенных пунктов. При гнездовании в лесу скворец можеть занимать дупла большого пестрого дятла, а также других дятлов средней величины.

Свое гнездо обыкновенные скворцы располагают как одиночно, так и небольшими группами. Гнездо, расположенное в дупле скворец обильно выстилает мягкими стебельками трав, реже соломой, а также большим количеством перьев различных домашних и диких птиц.

Sturnus vulgaris Linnaeus, 1758 = Обыкновенный скворец

В полной кладке скворца бывает от 5 до 8 яиц, но чаще их 5-6. Яйца ярко-голубого цвета, лишенные всякого рисунка. Размеры яиц колеблются в следующих пределах: (27-32) х (20-23) мм. Насиживание яиц длится 13-15 суток, после чего птенцы выкармливаются родителями в гнезде еще в течение около трех недель. Вылет их обычно происходит в конце календарной весны, начале лета (вторая половина мая, первая половина июня. В отдельные годы у  скворцов можно наблюдать и вторую кладку.

Вскоре после вылета птенцов скворцы сбиваются в стайки и в июле — августе покидают район гнездования, постепенно перемещясь в южном и юго-западном направлении в места с большим количеством корма. В таких местах откорма скворцы остаются вплоть до осеннего отлета на зимовки. При этом небольшие группки скворцов могут оставаться в местах размножения вплоть до осени, до отлета, который проходит в сентябре — октябре.

Скворцы по отношению к человеку имеют как положительное, так и отрицательное хозяйственное значение. Так, например, на юге страны большие стаи скворцов иногда наносят большой ущерб садам и виноградникам. С другой стороны они уничтожают в большом количестве различных огородных гусениц и слизней, майских жуков, двукрылых насекомых и их личинок (мух, оводов, слепней), вредящих домашним животным, а в степных местностях — различных саранчовых. Обыкновенного скворца акклиматизировали в Северной Америке как полезную для сельского хозяйства птицу, где он успешно размножился и широко распространился по континенту.