Обыкновенная чечётка птица. Вид: Acanthis flammea (Linnaeus, 1758) = Обыкновенная чечётка. Вьюрки. Семейство: Fringillidae = Вьюрковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Acanthis flammea = Обыкновенная чечётка

Вид: Acanthis flammea (Linnaeus, 1758) = Обыкновенная чечётка

Читать : Чечётки

Внешний вид. Верх серо-бурый с черными пестринами, брюшко светлое с пестринами на боках, горло черное, хвост темный, на лбу яркая малиновая шапочка. У самца грудь часто малиновая.

Песня — тихий щебет, крик — звонкое “че-чет” и “пи-ю-ии”.

Местообитания. Предпочитает лиственные леса, сады и парки. В областях, граничащих с тундрой, чечетки выбирают для гнездовья низкорослый березняк, ольшаник или ивовое мелколесье.

Питание. Питается исключительно семенами деревьев. Найдя березу с большим количеством сережек, чечетки облепляют ее и кормятся иногда по два-три дня на одном дереве.

Места гнездования. Гнездится в березовых, ольховых и ивовых насаждениях, а также в зарослях кустарника.

Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает на нижних ветвях деревьев и кустарников на высоте 0,5-2 и даже 4 м от земли.

Строительный материал гнезда. Гнездо сплетено из сухих стебельков трав, тонких древесных веточек, корешков. Лоток выстлан перьями, шерстью, волосом.

Форма и размеры гнезда. Гнездо чашеобразной формы.

Особенности кладки. Кладка из 4-8, чаще 5 яиц, окрашенных в нежный голубовато-зеленый цвет с глубокими бурыми пятнышками и резкими завитками и черточками на тупом конце. Размеры яиц: (16-18) х (12-13) мм.

Распространение. Область распространения тянется вдоль северной границы лесов Европы и Азии; у нас в России — на Мурманске, Кольском полуострове, у Белого моря и по всей Сибири до Камчатки и Сахалина.

Зимовка. Зимой кочует по всей стране.

Описание Бутурлина. Эта птичка — обитательница лесных северных окраин Европы и Азии и в России большинству любителей известна как зимующая и пролетная. Когда уже ляжет снег, в ноябре-декабре, появляются в средней полосе крикливые стаи чечеток, кочующие по лиственным рощам и залетающие даже в городские сады. Здесь их массами ловят птицеловы, так как чечетки очень доверчивы и легко идут в самые простые ловушки. Среди зимы в средней полосе чечетки встречаются редко, так как пролетают южнее, до Украины, Крыма и Кавказа, а в Азии — до Туркестана и Китая. В начале весны — в марте-апреле — начинается обратный пролет к северу, но он менее заметен, так как происходит быстрее.

Осенние стаи чечеток издали напоминают стаи чижей. Они летят так же кучно, как бы “вприпрыжку” и “разбрызгиваясь” по краям, с оживленной перекличкой, и так же горохом сыплются на вершины деревьев. Но по голосу чечеток узнать нетрудно. Далеко слышатся их торопливое щебетанье, точно частое повторение слогов “чив-чив-чив...”, и чередующиеся с ними громкие, слегка гнусавые выкрики “пюй” или “пюи”. Кроме того, самцы издают очень характерные трельки вроде “фрррь...”.

Налетит стайка на березу или ольху с семенами, и начнутся акробатические упражнения. Во всевозможных позах привешиваются птички к тонким ветвям с сережками или шишечками (у ольхи) и ловко выщипывают семена — их излюбленный корм.

Во время таких кормовых остановок чечеток наблюдать нетрудно. Птицы близко подпускают человека, и даже без бинокля можно их рассмотреть подробно. В общем, издали чечетки кажутся серовато-бурыми, с заметными более темными продольными черточками (на спине, по бокам, на груди). На темных крыльях видны светлые полоски. Нижняя сторона заметно светлее верхней, брюшко даже беловатое. Хвост слегка вырезан вилочкой. У старых самцов на груди красный неровный налет, на темени у всех птиц красная блестящая шапочка (как у коноплянки). У самок и молодых самцов (до 1-2 лет) грудь без красного налета. Но от своей близкой родственницы — коноплянки — чечетка хорошо отличается более серым тоном оперения и заметно светлым (у основания желтоватым), острым на кончике, но коротеньким клювом. Под клювом на горле черное пятнышко (бородка). Размеры тела те же, что и у коноплянки (длина 13 сантиметров). Кроме того, чечетка более подвижная, живая птичка: ни минуты не посидит спокойно.

Во время своих осенних и зимних кочевок чечетки кормятся исключительно семенами деревьев; и сорных трав. Особенно привязаны они к березе и ольхе. Есть наблюдения, указывающие даже, что сезонные перекочевки чечеток связаны с урожаем этих семян в различных частях лесной полосы России. Все чечетки охотно едят семена трав — лебеды, полыни, повилики, мокричника, портулака, мака и многих других растений. Ранней весной, когда семена трав уже осыпались, стайки чечеток часто опускаются на землю и кормятся на проталинах по лесным опушкам.

Прокочевав по югу России, стаи чечеток в конце зимы начинают подвигаться к северу. Во время весеннего пролета в стаях можно слышать неказистое пение самцов, состоящее из повторения щебечущих слогов “чив-чив-чив” и всегда заканчивающееся трелькой “фрррь...” Поют и молодые самцы, без красного налета на груди, — поэтому, может быть, и считают иногда, что у чечеток поют также и самки.

Гнездовая область чечеток тянется вдоль северной границы лесов Европы и Азии; у нас в России — на Мурманске, Кольском полуострове, у Белого моря и по всей Сибири до Камчатки и Сахалина. Здесь сосредотачивается летом главная масса этих птиц, но отдельные пары гнездятся много южнее, встречаясь, например, в Ленинградской, Калининской и даже в Московской областях, а в Сибири — до Алтая, Байкала и северных частей реки Амура. В областях, граничащих с тундрой, чечетки выбирают для гнездовья низкорослый березняк, ольшаник или ивовое мелколесье. Но в Якутии чечетки гнездятся в густых ельниках долины реки Алдана, совсем в иных условиях.

Гнездо они устраивают невысоко (1-1,5 метра от земли) и вьют снаружи из тонких прутиков, стебельков (например вероники), а изнутри выстилают перьями (часто белой куропатки, утки), ивовой ватой, пухом и другими мягкими материалами. В кладке бывает 3-5 светлых, с коричневатыми пятнышками яичек (длина около 17 миллиметров).

Вследствие отдаленности основных мест гнездования чечеток наблюдений проведено мало, но установлено, что они выкармливают птенцов в значительной степени мелкими насекомыми (например комарами) и лишь с выводками переходят снова на растительный корм.

Географическая изменчивость чечеток очень невелика, но все же выделена северная раса, отличающаяся заметно более светлой окраской (особенно в надхвостье и на нижней стороне) и розовым, а не красным налетом на груди (у самцов). Клюв несколько короче. Эта северная раса (чечетка белая) живет более оседло, и в южные части России светлые особи залетают редко и нерегулярно, в зависимости от урожая семян.

Источник: http://ecosystema.ru