Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи. Ткачиковые. Птицы-ткачи. Семейство: Ploceidae = Ткачиковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи

Семейство Воробьиные Passeridae

ФотоСемейство: Ploceidae = Ткачиковые

Мелкие и средние по величине птицы плотного сложения с крепким коническим клювом, приспособленным для шелушения и дробления семян. В этом отношении очень сходны с многими вьюрковыми птицами, отличаясь, однако, особенностями строения рогового нёба. Крылья острые, хвост умеренной длины; ноги короткие, многие виды по земле передвигаются прыжками.

Виды, представленные в нашей фауне, — в большинстве случаев обитатели средних и южных широт; населяют открытые ландшафты — горы, пустыни; некоторые приспособились к жизни в населенных пунктах и превратились в настоящих синантропов (домовый и индийский, частично черногрудый воробьи).

Гнезда строят в укрытиях: дуплах, расселинах скал, в норах на обрывах, под крышами; некоторые гнездятся на деревьях, но делают закрытые шарообразные гнезда с боковым входом. В отличие от вьюрковых молодые птицы сменяют полностью маховые и рулевые перья в первую же осень после вывода. Пищей в основном служат семена, но птенцов в значительной степени выкармливают насекомыми

Кроме нескольких видов, ткачиковые — общественные птицы. Нередко они и гнездятся вместе со своими сородичами, и на одном дереве можно увидеть множество висящих гнезд. Некоторые виды ткачиковых устраивают совместные гнезда. Например, такие колониальные гнездовья в кронах деревьев строит обыкновенный общественный ткач (Philaeterus socius). Они представляют собой огромную кучу травы, набросанную на ветви какого-нибудь колючего дерева в виде зонта. Сверху эта постройка ровная и гладкая, нижняя ее сторона пробуравлена отверстиями, ведущими в полости-гнезда, число которых может достигать пятидесяти! Размеры колонии впечатляют, если вспомнить, что строители — маленькие птички!

Иногда деревья даже ломаются под тяжестью такого сооружения, и птицам приходится переселяться на другое дерево. Гнезда общественного ткача служат несколько лет и постоянно ремонтируются их маленькими обитателями. Издали эти постройки очень напоминают хижины туземцев. Красноклювый ткачик (Quelea quelea) является одной из самых многочисленных птиц акациевых саванн к югу от Сахары. Его гнездовые колонии насчитывают 10 000 000 гнезд (до 5000 на дереве), а после вылета молодняка в некоторых стаях собирается до 40 000 000 птиц!