Полевой воробей.Вид: Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей. Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи. Ткачиковые. Птицы-ткачи. Семейство: Ploceidae = Ткачиковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Вор

Вид: Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей

Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей

Читать дополнительно: Полевой воробей

Название вида на других языках:

Eurasian Tree Sparrow (англ.) Moineau friquet (фр.) Passero mattugio (итал.) Vrabec polni (чеш.) Хээрийн бор щувуу (монгол.)

Полевые признаки. Немного мельче домового воробья. Верх головы каштаново-коричневый, бока головы белые, горло и пятна на щеках черные. Повадки те же, что у домового воробья, но голос различается (резкое "чирр-чирр") (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей

Распространение. Распространен шире домового воробья. Гнездится в культурном ландшафте и в постройках поодиночке и небольшими колониями (Рогачева, 1988).

Весьма многочисленный или многочисленный вид всех сельскохозяйственных угодий и поселений юга Средней Сибири (степи, лесостепь, освоенные части подтайги). В Хакасии с высокой плотностью населяет полезащитные лесопосадки, особенно тополевые (Прокофьев, устн. сообщ. цит по Рогачева, 1988). В горную тайгу заходит в небольшом числе с человеком по долинам рек, освоенным сельским хозяйством (особенно по Енисею), - много чаще, чем домовый воробей. Например, в Усинской котловине у базы Саяно-Шушенского заповедника летом 1981 г. постоянно держалась стайка в 30 полевых воробьев, в то время как домовые единично встречались только в крупных поселках.

Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей

В лесостепи и подтайге всюду многочислен н весьма многочислен в культурном ландшафте; кроме поселков, селится в осветленных лесах (в березняках у р. Поймы - 24 особи/км2) (Равкин и др., 1987).

В южной тайге на Енисее всюду весьма многочисленный житель поселков; его численность снижается к северу по мере сокращения количества жителей, занимающихся сельским хозяйством: в 1977 г. в Погодаеве (59° с.ш.) - 814, в Колмогорове (59° 25' с.ш.) - 399, в Фомке (60° 10' с.ш.) - 240 особей/км2 в крупном поселке Ярцево (60° 20' с.ш.), где сельское хозяйство развито слабо, в августе было лишь 45 особей/км2 (Бурский, Вахрушев, 1983). В нижнем Приангарье полевого воробья примерно вдвое больше, чем домового; на гнездовье он весьма многочислен в поселках (430 особей/км2) и почти редок в окружающем культурном ландшафте (1 особь/км2) (Равкин, 1984).

В средней тайге на Енисее на юге подзоны (Ворогово,61° с.ш.) многочисленный вид, гнездящийся только в поселках; численность в 3-4 раза меньше, чем домового воробья. В Мирном почти ежегодно (в 1984 г. гнездование не отмечено) гнездится от 1 до 5-6 пар, в основном в скворечниках. Две кладки бывают реже, чем у домового воробья. Несколько птиц нередко живет в поселке до середины зимы (январь), но случаи полной перезимовки нам не известны: птицы либо гибнут, либо откочевывают. В средней тайге Эвенкии (бассейн р. Чуни, 61°20'-62° с. ш.) летом 1985 г., по данным А.В. Ладыгина н О.А. Черникова, были весьма многочисленны в поселках (232 особи/км2).

В северной тайге на Енисее полевой воробей предпочитает нежилые или малолюдные поселки. Так, в 1977 г. в Бакланихе было 3-4 пары, а в меньшей по площади, но нежилой Ангутихе - 5-6 пар; численность в Бакланихе равнялась 100 особям/км2, а в Туруханске-только 8 особям/км2 (Рогачева, Вахрушев, 1983). В северной тайге Эвенкии встречен на Нижней Тунгуске в пос. Тура (24 особи/км2) (Вахрушев, Вахрушева, 1987). В 1979 г. отдельные птицы встречены О.А. Черниковым в пос. Ессей и его окрестностях (крайняя северная тайга. 68° 30' с.ш.).

В лесотундре на Енисее в 1977 г. был многочислен в единственном обследованном жилом пос. Потапово (68° 40' с.ш.); численность в среднем за лето -16 особей/км2 (вдвое меньше, чем у домового воробья) (Рогачева и др., 1983). В верховьях Турухана в пос. Советская речка (южная лесотундра, 66° 45' с.ш.) летом 1978 г. гнездилось несколько пар полевых воробьев (домовых не было); нередки годы, когда они здесь не гнездятся; 10 июля одиночная птица была встречена у избушки рыбаков на берегу Малого Советского озера (67° с.ш.) (Рогачева и др., 1987). В районе Норильских озер полевые воробьи гнездятся: регулярно; А.В. Кречмар (1966) упоминает случаи их появления в тундре вдали от поселков: в верховьях Пясины у своей палатки, у избушки на берегу 2-го Пуринского озера.

Полевой воробей встречается на Енисее и в подзоне кустарниковых тундр (70° с.ш.). Гнездился в 1978 г. в пос. Караул (15 особей/км2) и Носок (29 особей/км2) (Равкин, Глейх, 1981). Известны встречи у временных рыбацких стоянок на Бреховских островах (70° 30' с.ш.) и у устья р. Глубокой (типичные тундры, 72° 30' с.ш.) (Тугаринов, Бутурлин, 1911). В пос. Воронцове (71° 40' с.ш.), по данным О.А. Черникова, 4 июля 1982 г. встречена стайка из 16 птиц; 8-10 июля воробей-самец держался около балка в тундре в 40 км от Енисея. В последние годы регулярно появляется летом в пос. Диксон (73° 30' с.ш., арктические тундры); встречен и еще севернее, у двух домов, стоящих в устье р. Убойной (73° 38' с.ш.), где с 18 июня постоянно держалось около 10 птиц; отмечен факт успешного гнездования (Вронский, 1985, 1986). Полевой воробей проникает и в глубь тундр Западного Таймыра. Например, известны неоднократные встречи их у пос. Усть-Тарея, где В. В. Леоновичем был отмечен и факт успешного гнездования (Винокуров, 1971; Кречмар, 1966; Юрлов, 1982).

Фенология. Оседлая птица, но начиная со средней тайги и севернее почти все птицы на зиму откочевывают к югу. В южной тайге на местах гнездовья зимует уже около половины популяции. Данные по фенологии отрывочны. Гнездится позже домового воробья. Полные кладки под Красноярском - в первой декаде мая; за лето не больше двух кладок (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Размножение. Гнездо помещает в различных местах, но в основном это дуплогнездник. Гнездится в дуплах деревьев, в пустотах пней, иногда в земляных норах, а также, подобно домовому воробью, во всевозможных щелях и углублениях строений, под карнизами и пр. Гнездо полевого воробья похоже на гнездо домового воробья: имеет шарообразную форму, небольшое летное отверстие. Тщательно, но несколько грубее свито из тонких травянистых стеблей, главным образом злаков, с примесью перьев, шерсти и т.п. Лоток выстлан преимущественно пухом и перьями. Диаметр гнезда около 125 мм, высота гнезда около 60 мм, диаметр лотка около 50 мм, глубина лотка около 30 мм (Михеев, 1996). Кладка - 4-8 белых или сероватых с темным крапом яиц (Сыроечковский, Рогачева, 1980).

Питание. Питается семенами и насекомыми. В южных районах может приносить значительный вред сельскому хозяйству. Во второй половине лета воробьи большими стаями кочуют по полям зерновых и масличных культур, поедая наливающуюся пшеницу, просо, коноплю, подсолнечник. После уборки полей переходят на питание семенами сорняков (Сыроечковский, Рогачева, 1980).